• ЭИОС

Личности

Валерий Юрьевич Фридовский

Я некоторое время назад решил уделять повышенное внимание инженерам и инженерной специальности именно в силу того, что это исключительно важно в плане создания новой экономики...

Становление.

«Наш университет»: Как начиналась подготовка инженеров в нашем вузе?

Валерий Фридовский: В 50-е годы XX века определились новые масштабные задачи промышленного развития Якутской АССР. В 1940-50 годах в республике были открыты месторождения угля, железа, нефти, газа, золота, олова и других важных видов полезных ископаемых. Масштабные геолого-разведочные работы привели к открытию Западно-Якутской алмазоносной провинции мирового масштаба. На ее базе была создана отечественная алмазодобывающая промышленность. Таким образом, в 50-60-е годы в республике стали востребованы новые, в том числе инженерные, профессии. Важным событием явилось создание в 1956 г. Якутского государственного университета, в составе которого одним из первых был открыт технический факультет, позже переименованный в инженерно-технический, который состоял из трех отделений: геологического, горного и строительного.

Затем был нелегкий период становления, роста и творческого подъема научно-педагогического коллектива инженерно-технического факультета. За короткий срок, несмотря на все трудности, сформировался творческий коллектив энтузиастов. В их числе были зрелые ученые и преподаватели с опытом работы в ведущих вузах страны, представители местной технической интеллигенции и молодые специалисты – выпускники центральных вузов. За 55 лет инженерно-технический факультет пережил ряд преобразований, выделив из своего состава несколько самостоятельных факультетов (геологоразведочный, горный, автодорожный), каждый из которых прошел свой путь становления и развития, отмеченный немалыми достижениями.

«…без инженеров не обойтись»

«Наш университет»: Сегодня много и активно говорят об отечественном инженерном образовании, о повышении престижа инженера, инженерной деятельности.

Валерий Фридовский: Это весьма важная проблема. От социального статуса инженера, отношения общества к профессии инженера зависит многое. Весной 2012 года тема инженерного образования стала лейтмотивом публичных выступлений Дмитрия Анатольевича Медведева, который сказал следующее: «Я некоторое время назад решил уделять повышенное внимание инженерам и инженерной специальности именно в силу того, что это исключительно важно в плане создания новой экономики, модернизации технологического уклада. Очевидно, что без инженеров не обойтись...».

«Наш университет»: Чтобы получить хорошего инженера, нужно сначала получить хорошего абитуриента. Согласно социологическим исследованиям, в этом году в России большая часть абитуриентов снова штурмовала гуманитарные вузы. Самые высокие значения среднего балла ЕГЭ приходятся на гуманитарные специальности. Это в целом по Российской Федерации. Каков портрет абитуриента СВФУ, поступившего на технические специальности?

Валерий Фридовский: Да, было время, когда на инженерные специально­сти шли учиться по «остаточному принципу», и мы получали не самого лучшего студента. Сегодня мы наблюдаем качественно иную ситуацию. В последние годы конкурс на технические специальности увеличился. К нам приходят преимущественно те, кто имеет хорошие знания по математике и физике, кто твердо решил учиться нелегкому инженерному делу. Мы работаем над тем, чтобы к нам пришли подготовленные абитуриенты, осознанно ориентированные на освоение технические специальностей. Проводятся олимпиады школьников, например «Исследуем и проектируем», профориентационная работа, осуществляется целевой прием абитуриентов по заказам производственных компаний,. Большие надежды мы возлагаем на недавно созданную ассоциацию «Северо-восточный университетский образовательный округ», в состав которой вошли 59 школ республики, например, Верхневилюйская гимназия, Республиканский лицей, Якутская городская национальная гимназия, Таттинская гимназия и другие. С 2007 года работает «Малая инженерная академия», где в течение трех лет школьники готовятся к поступлению на технические специальности.

«Наш университет»: На всех уровнях сегодня звучит мысль: «Никакой модернизации, и никакого инновационного развития у нашей страны не будет, если не будет правильно поставленного инженерного образования». Насколько правильно «поставлено» инженерное образование у нас, в нашем университете?

Валерий Фридовский: Время создания технического факультета в Якутии было периодом «золотого века» русской, советской инженерной мысли. Российская инженерная школа, по признанию мировой общественности, на протяжении всей своей истории всегда отличалась высоким качеством подготовки и была гордостью образовательной системы страны. Коллективу технического факультета во главе с первыми деканами Шадриным Панкратием Ивановичем и Сивцевым Даниилом Михайловичем, удалось организовать образовательный процесс на должном уровне.

Достижения, которыми могут гордиться инженерные факультеты сегодня, являются итогом деятельности преподавателей, методистов, лаборантов и всех сотрудников, но, в первую очередь, непосредственных руководителей – деканов. Самые добрые воспоминания связаны с именами деканов периода становления факультета: Константина Александровича Баранова, Иосифа Наумовича Ганелина, Василия Сергеевича Андреева, Рево Мироновича Скрябина, Аркадия Николаевича Васильева, Валерия Григорьевича Аржакова, Николая Ивановича Тарасова.

Сегодня стоит задача подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Важно, чтобы наши выпускники были успешными. Одним из условий этого является адаптированность образовательных программ к реальным производственным условиям, потребностям технологического развития конкретных отраслей. Предстоит немало поработать над новым наполнением содержания инженерного образования. Новые возможности открываются в связи с тем, что СВФУ дано право разрабатывать и реализовывать собственные образовательные программы, подготовленные с учетом потребностей промышленности. Работа в этом направлении разворачивается.

«Наш университет»: В связи с переходом на уровневую систему образования выпускникам технических факультетов будет присваиваться квалификация – бакалавр или магистр техники и технологии, а где же инженеры?

Валерий Фридовский: В 2011 году на большинство технических специальностей (кроме направлений «горное дело», «прикладная геология» и «технология и техника разведки») в СВФУ прием осуществлялся на уровень бакалавров.

В ближайшее время возможно создание системы аттестации профессиональных инженеров. В результате, несмотря на полученное высшее образование, право на профессиональную деятельность получат не все. Для бизнеса это будет своеобразный показатель квалификации инженера.

Такие общественные институты позволят сохранить корпус профессиональных инженеров и повысить статус инженерной деятельности.

О направлениях в науке…

«Наш университет»: Как развивается научная деятельность?

Валерий Фридовский: На технических факультетах полномасштабно реализуется образовательная технология – обучение через исследования.

Очень важно, чтобы студенты во время обучения почувствовали вкус к исследованиям и приобрели собственный опыт «добывания» новых знаний. Для технических факультетов, с моей точки зрения, это ключевая сторона их деятельности. Именно в процессе НИОКР студент приобретает необходимые для успешной профессиональной деятельности компетенции.

Технические факультеты имеют богатый опыт проектной деятельности. Здесь развиваются востребованные экономикой приоритетные направления научных исследований, в которых участвуют студенты.

На автодорожном факультете работают над направлением «Инновационные технологии в дорожном строительстве, автомобильном транспорте при рациональном использовании местных сырьевых ресурсов и энергосбережении». На геологоразведочном факультете разрабатываются теоретические основы и научно-практические рекомендации по оценке и прогнозированию месторождений на основе комплексных геолого-геофизических исследований. Основное научное направление горного факультета связано с научными основами повышения эффективности и безопасности горной техники и технологий освоения месторождений. Инженерно-технический факультет вносит практический вклад в решение проблемы строительства и жизнеобеспечения на Севере. В Мирнинском политехническом институте проводятся исследования в интересах алмазодобывающей промышленности. В Нерюнгринском техническом институте изучают сейсмичность, геологию и металлогению Южно-Якутского региона, осуществляют инженерно-геофизическое сопровождение строящихся объектов.

Одним из итогов этой деятельности является создание высокоэффективной, конкурентной по стандартам мирового рынка высокотехнологичной продукции.

… и инвестициях

«Наш университет»: Насколько материальная база технических факультетов отвечает современным требованиям?

Валерий Фридовский: Важно, чтобы подготовка инженеров осуществлялась на передовом оборудовании. Сегодня в СВФУ много делается для создания современных условий обучения и проведения научных исследований.

Оснащение технических факультетов и институтов осуществляется при реализации мероприятий проектов Программы развития СВФУ. Это направление «Экологическая безопасность и технологически эффективное воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное природопользование». По этому направлению реализуются два проекта. Первый проект – «Разработка новых технологий, поисков и оценки стратегически важных видов минерально-сырьевых ресурсов Северо-востока РФ и обеспечение конкурентоспособными специалистами геологоразведочной отрасли». Второй проект предполагает создание научно-образовательного центра инновационных ресурсосберегающих геотехнологий освоения месторождений криолитозоны Северо-востока России. Второе направление под названием «Наукоемкие технологии и производства в условиях Севера» включает также два проекта: «Кадровое обеспечение и научное сопровождение развития транспортного комплекса Северо-Восточных регионов России» и «Энерго-ресурсосбережение и безопасность в строительстве и жизнеобеспечении на Севере».

Такие масштабные инвестиции создадут условия для повышения качества образовательного процесса, развития научной и инновационной деятельности.

Связь науки и прозводства

«Наш университет»: Как ведется взаимодействие университета с промышленными предприятиями республики, совпадают ли их интересы в деле подготовки инженерных кадров?

Валерий Фридовский: Федеральные университеты ориентированы на то, чтобы в первую очередь работать с региональными рынками труда в сотрудничестве «производство – наука». Одним из механизмов влияния работодателей на образовательный процесс является создание профессиональных ассоциаций, объединяющих представителей бизнеса и вузовского сообщества. Эффективно работает ассоциация строителей. Такие площадки дают возможность руководителям предприятий влиять на образовательную политику.

Получили развитие и другие формы связи с производственными предприятиями. Так, давно и успешно технические факультеты выполняют научно исследовательские и опытно-конструкторские работы по заказам предприятий, действуют базовые кафедры на предприятиях, ведущие специалисты промышленности читают лекции и проводят учебные занятия, студенты проходят производственные практики на предприятиях. Тесная связь создает условия для успешного трудоустройства выпускников и их профессионального роста.

Примером успешной совместной деятельности является реализуемый второй год Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К.Аммосова и АК «АЛРОСА» (ОАО) проект «Создание комплексной экологически безопасной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера». Проект поддержан в конкурсе МОиНРФ, проводимом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 года за № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», в котором на первом этапе участвовало 57 заявок. Эксперты высоко оценили проект, он занял 6 место. Основной задачей проекта является повышение рентабельности добычи алмазов за счет создания комплексной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд с минимальным экологическим ущербом. Проект разработан для стимулирования инновационной деятельности в промышленности региона, подготовки кадров высшей квалификации, развития приоритетных научных направлений и имеет высокую экономическую эффективность.

«Инженер» – «остроумное изобретение»

«Наш университет»: Как налажено партнерство университета и бизнеса в сфере инноваций?

Валерий Фридовский: Замечу, что слово «инженер» от латинского «ingenium» было введено в обиход при Петре I, и буквально означает «остроумное изобретение». Весь материальный мир, в котором мы живем, состоит из этих остроумных изобретений инженеров. И сегодня многое из того, что окружает человека, делает его жизнь комфортнее, безопаснее, связано с деятельностью инженеров, которые создают и доводят до потребителя научно-технические достижения.

Технические факультеты всегда были тесно связаны с промышленным производством. Сегодня на основе интеллектуальных продуктов создаются малые инновационные предприятия. Преуспел в этом направлении ИТФ, где создано 8 малых инновационных предприятий. Основная цель их создания – коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности.

Один из примеров – опытно-производственный комплекс «Стройкомпозит». МИП занимается разработкой новых энергоэффективных строительных материалов и технологий их производства. Предприятие станет основной базой для учебных и производственных практик студентов различных специальностей.

Гордость факультета – выпускники

«Наш университет»: Насколько конкурентоспособны выпускники технических факультетов СВФУ?

Валерий Фридовский: Выпускники технических факультетов технических факультетов всегда хорошо трудоустраиваются, адаптируются к производственным условиям, достаточно быстро профессионально растут и развиваются.

За 55 лет университет подготовил более 11 тысяч инженеров геологов, горняков, строителей и других специалистов. Среди них крупные руководители производства, первооткрыватели месторождений полезных ископаемых, заслуженные работники РФ, РС(Я), лауреаты Государственных премий РФ, РС(Я), кавалеры высоких государственных наград, крупные государственные и общественные деятели, члены правительства и народные депутаты.

Выпускники-инженеры проявили свой высокий профессиональный уровень не только на производстве, но преуспели и в науке. Они внесли большой вклад в развитие отечественной науки, в числе выпускников 2 члена-корреспондента РАН, более 40 докторов наук, 200 кандидатов наук. Выпускники инженерных факультетов – доктора, кандидаты наук, профессора, доценты – сегодня сами активно участвуют в обучении студентов в подготовке новых поколений инженеров, руководят факультетами, кафедрами, вносят существенный вклад в деле дальнейшего развития инженерного образования в республике.

Выпускники университета – инженеры разных поколений – внесли огромный, поистине неоценимый вклад в социально-экономическое развитие республики. Этим вправе гордиться университет, все те, кто обеспечивал и продолжает развивать инженерное образование и, конечно, сами выпускники.

Справка:

За 55 лет университет выпустил 11895 специалистов инженерного дела 301 человек закончили учебу с отличием.

Среди них: крупные руководители производства, первооткрыватели месторождений полезных ископаемых, заслуженные работники РФ, РС (Я), лауреаты Государственных премий РФ, РС (Я), кавалеры государственных наград, крупные государственные и общественные деятели, члены правительства и народные депутаты.

В настоящее время на технических факультетах и институтах обучается 3650 студентов.

Каждый 4-й студент СВФУ осваивает техническую специальность

Подготовка осуществляется по 30 специальностям и направлениям.

В 1956 году инженеров готовили по 3 специальностям

Выпускники технических факультетов и институтов СВФУ трудоустраиваются 100%

Материал вышел в №31 газеты "Наш университет" от 21.11.11г.