Личности

Вера Ильинична Афанасьева

Можно много говорить о роли математики в нашей жизни, и если кратко – она учит правильно мыслить, развивает логику.

«Математика никогда не устареет»

Математика не только является одной из тех дисциплин, что формируют у школьников базовые знания – фундаментальная наука по праву считается в системе образования одной из самых основных. «Наш университет_онлайн» поговорил с директором института математики и информатики Верой Афанасьевой о состоянии математического образования в России и узнал, какую роль в ее развитии играет СВФУ.

Вера Ильинична Афанасьева

Если говорить о математике, как о науке, безусловно, ее развитие продолжается в научных исследованиях. Но качество школьного математического образования сейчас требует к себе повышенного внимания. И если советская математическая школа была самой сильной в мире, то сейчас былые традиции, к сожалению, утеряны. Не случайно принятая в 2013 году Распоряжением Правительства РФ Концепция развития математического образования в России ставит основную цель вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире, чтобы вернуть утраченные позиции… А со школьным математическим образованием связана и высшая школа, и интерес к математике, как к профессии, а также изучение высшей математики, ее фундаментальности и так далее.

- С каждым годом появляются новые задачи, имеющие особые теоретико-информационные свойства, а старые уходят в небытие. На ваш взгляд, может ли математика… устаревать?

- Это фундаментальная наука – устареть она не может. Возьмите, к примеру, теорему Пифагора. Разве можно сказать, что она «старая»? Безусловно, в нашу жизнь приходят новые информационные технологии, сегодня даже появился раздел «Вычислительная математика», но все это стоит на основном фундаменте, которым и является математика.


- Как к математике сегодня относятся российские школьники? К примеру, физику на ЕГЭ с каждым годом выбирают все меньше людей – интерес к предмету теряется. Какую роль здесь играет профориентация?

- Понимаю, что по складу ума люди делятся на гуманитариев, технарей, математиков… Поэтому профориентация, особенно в школе, когда учеников начинают делить на профили, это важный фактор. Но математика относится как раз к такому предмету, что ее необходимо знать всем – она окружает нас везде, даже на бытовом уровне. Можно много говорить о роли математики в нашей жизни, и если кратко – она учит правильно мыслить, развивает логику. Человек, по своей сути, всегда думает, принимает какие-то решения, потому математика с ее знаниями нужна всем.

- А как сейчас к математике относятся студенты высших учебных заведений?

- Для тех студентов, которые выбирают математику в качестве своей будущей профессии, это, конечно, наука, причем разная: это отдельно и математический анализ, и дифференциальная геометрия, и теория вероятностей и так далее. Как дисциплина математика присутствует фактически во всех образовательных программах, даже на гуманитарных факультетах. Студенты относятся к математике по-разному. Кто-то испытывает трудности, кому-то нравится. Но если у студента хорошая базовая математическая подготовка, плюс усердие и старание, то проблем не будет.

- Математика, в отличие от той же биологии или физики, является более сложным предметом, потому как ее «мир» не наблюдаем. Из этого вытекает вывод: математику невозможно популяризовать для широкой аудитории. Так ли это?

- Да, мир высшей математики, можно сказать, не наблюдаем, но научно-популярные лекции по математике для широкой аудитории можно почитать. Кстати, та же биология и физика не может существовать без математики.

- Расскажите о Программе фундаментального математического образования, которая была принята в университете в 2011 году. В чем ее особенности?

- Программа развития фундаментального математического образования СВФУ создана по инициативе нашего ректора Евгении Михайловой и доцента кафедры математического анализа Татьяны Поповой, являющейся в настоящее время доцентом-исследователем. Эта программа была создана для того, чтобы привлечь наиболее подготовленных по математике абитуриентов для поступления на направление подготовки «Математика» и создать условия для их плодотворной предметной подготовки.

За более чем шесть лет работы данной программы сделано очень много: это проведение сезонных математических школ на базе механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, стажировки студентов в зарубежные вузы, языковая подготовка студентов, приглашение для проведения лекций ученых с мировым именем. Если в начале утверждения Программы она получала финансирование за счет средств Программы развития университета, то в последние годы мероприятия финансируются за счет средств Фонда целевого капитала СВФУ. За поддержку мы очень благодарны ректору СВФУ Евгении Михайловой и руководителю группы по развитию связей с партнерскими организациями Евгении Аргуновой.

- От работы над развитием фундаментальной математики сегодня отказываются многие учебные заведения, когда как якутский университет решил этого не делать и сейчас продолжает развитие этого направления. Объясните, почему?

- Сейчас многие вузы в России отказались от набора на направление подготовки «Математика», перейдя, например, на направление «Математика. Компьютерные науки». И это, конечно, связано с тем, что падает конкурс при поступлении, да и снижается престиж в целом. Встречаясь с коллегами, деканами факультетов, директорами институтов из разных вузов России, мы много обсуждаем и говорим на эту тему. Безусловно, принятая в СВФУ Программа развития фундаментального математического образования, ее финансирование, позволяет нам продолжать обучение по этому направлению. Кстати, эта Программа была одобрена Пленумом учебно-методического совета по математике и механике УМО по классическому университетскому образованию в 2012 году, а в декабре прошлого года на заседании Федерального учебно-методического объединения по математике в Казанском (Приволжском) федеральном университете был отдельно проведен круглый стол на тему «О реализации Концепции математического образования в Российской Федерации». По просьбе руководителей ФУМО наш университет выступил с сообщением о проводимой в СВФУ и в целом по Якутии работой по данному направлению, и очень приятно, что высокое собрание своим решением признало положительным опыт СВФУ по развитию фундаментального математического образования и проводимую совместно с Министерством образования и науки Якутии работу по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

- В какой «форме» сейчас находятся учителя математики в Якутии? Как обстоят дела с кадрами? Как проходит поддержка лидеров в области математического образования?

- С учителями математики университет работал и работает всегда. Совместно с Институтом развития образования и повышения квалификации МОН РС (Я) и Институтом непрерывного профессионального образования СВФУ наши кафедры активно работают в части повышения квалификации педагогов, проводят курсы, мастер-классы. Мы также организовываем методические олимпиады, совместные мероприятия со школами по популяризации математики, такие как, к примеру, «Математический фестиваль». В республике учителей математики, особенно в сельских школах, в северных улусах не хватает, а после окончания бакалавриата выпускники, как правило, хотят продолжать обучение в магистратуре, и в школах трудоустраиваются не все.

Учителей математики, являющихся лидерами, мы хорошо знаем – это те преподаватели, у которых выпускники сдают ЕГЭ с высокими баллами, призеры и победители олимпиад. Каждый год Факультет довузовского образования и профориентации СВФУ подводит итоги конкурса, проводимого среди школ Университетского образовательного округа. И не случайно среди учителей доверия СВФУ, «Учителей года» СВФУ оказываются и преподаватели математики.


- Отдельного вопроса заслуживают математические олимпиады. Какова их популярность? Насколько они видоизменились за десяток лет?

- Традиция проведения математических олимпиад существует давно. 2016 год проходил как год 50-летия физико-математического движения в Якутии. Как раз с 1965-1966 годов начинались и олимпиады. В последние годы возрос интерес к студенческим олимпиадам по математике, существует так называемая «Интернет-олимпиада». И если мы раньше ездили как участники в другие города, то в 2016 году наш университет стал победителем конкурса Министерства образования и науки РФ и впервые завоевал право на проведение заключительного этапа Всероссийской студенческой олимпиады по математике (ВСО) на базе СВФУ. По результатам отчета за 2016 год и проведенного конкурса, в апреле 2017 года мы также получили право проведения заключительного этапа ВСО в СВФУ.

Мы гордимся неоднократными призерами и победителями олимпиад – к примеру, это Виктор Марков, становившийся неоднократным призером Всероссийских и Международных олимпиад еще будучи студентом и магистрантом. Сейчас он является старшим преподавателем кафедры математического анализа, сам занимается со школьниками и студентами, готовит их к олимпиадам, а еще завершает научные исследования и готовится к защите кандидатской диссертации. Стоит также упомянуть студентку Василису Рудых, победительницу заключительного этапа ВСО, аспиранта Эрчимэна Избекова, которые скоро примут участие в Международной олимпиаде по математике в Республике Беларусь. Оксана Домотова, Григорий Спиров, Марина Никифорова – это также наши олимпиадники, которыми мы гордимся.

Наши преподаватели являются членами жюри олимпиад по математике для школьников, составляют задачи различных сложностей. Вся статистика по проводимым олимпиадам, начиная с муниципальных уровней, по всем районам, у нас имеется. Анализ олимпиад регулярно проводится на встречах с Министерством образования и науки Якутии, на встречах с учителями, с педагогической общественностью – выступления наших преподавателей востребованы и всегда интересны.

- Поведайте, с какими организациями СВФУ сотрудничает, чтобы развивать математическое образование в России?

- Как уже было отмечено выше, мы проводим вместе с Московским государственным университетом имени М.К. Ломоносова их базе зимние и летние математические школы, на которых с нашими студентами работают ученые МГУ, читают лекции, обсуждают научные вопросы. По Договору с Кильским университетом (Великобритания) в июне 2016 года на их базе проведена Международная научная школа, на которой наши студенты, магистранты и аспиранты выступили по теме своих исследований. Успешно прошла стажировку в Кильском университете, будучи студенткой, Александра Осипова, которая сейчас продолжает обучение в магистратуре Российской экономической школы в городе Москве, туда же на стажировку собирается сейчас наша аспирантка Анна Курилкина. В апреле мы ждем профессоров Кильского университета в СВФУ для чтения лекций нашим студентам, также планируется проведение международного научного семинара. В июле 2016 года научно-исследовательская кафедра вычислительных технологий провела Международную научную конференцию по суперкомпьютерным технологиям на базе Математического института РАН имени В.А. Стеклова Российской Академии наук. У нашего университета много друзей, с кем мы сотрудничаем в части математического образования. И я уверена, что в СВФУ математическое образование будет сохранено и продолжит дальше развиваться в части открытия новых образовательных программ магистратуры.


Евгений Онуфриев

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Источник: http://nu.s-vfu.ru/interview/matematika-nikogda-ne-ustareet/