Личности

Ксения Егоровна Егорова

Химия ведь, пусть и теоретизированная наука, но очень интересная, и учитель должен уметь это показать.

«От учителя должна исходить инициатива»


Учителями не рождаются – ими становятся благодаря правильному примеру верных делу педагогов. О том, как заинтересовать школьников химией и можно ли справиться с пробелами в школьном образовании – в интервью с заведующей кафедрой методики преподавания биологии, химии и географии ИЕН СВФУ Ксенией Егоровой.

Егорова Ксения Егоровна

- Как вы пришли в профессию, к преподаванию химии? Это вышло случайно или вы целенаправленно к этому шли?

- Совершенно не случайно. Еще со школьных лет я увлекалась химией, побеждала в олимпиадах. У нас был очень хороший учитель Петр Махчагаров. В те времена химию преподавали в 7 классе, и он нам, еще совсем детям, привил такую любовь к предмету. Я уже в 8 классе выигрывала олимпиады в Олекминске.


- Значит, мучительного выбора, куда поступать, присущего некоторым абитуриентам, не было?

- В школе у нас была очень сильная учительница по математике. И ближе к окончанию школы она, конечно, предлагала поступить на математический. Но я была так увлечена химией, что выбрала, конечно, ее. После завершения учебы я поехала работать по направлению, и была учителем начальных классов. Это был конец 60-х. Вместе с этим я параллельно поступила на биолого-химический (в те времена он был еще биолого-географическим) факультет нашего университета и химический факультет Иркутского университета. Я выбрала Якутск. После пяти лет учебы я работала в школах города, а потом начала преподавать в университете – уже сорок лет получается!


- Но вы ведь продолжаете тесно работать со школами?

- Конечно! У нас больше 10 базовых школ в Якутске, а всего по республике их 16. Базовыми мы называем школы, в которых наши студенты летом проходят практику. Наше сотрудничество с этими школами не заканчивается на практике наших ребят, мы общаемся с ними в течение года, приглашаем к себе на кафедру сильных учеников, проводим у себя на кафедре зимние и весенние школы. И, кстати, я, будучи профессором, продолжала вести уроки в школе №31 – всего я проработала в ней двадцать лет.


- Интересно, есть ли разница между интересом школьников к химии на старте вашей педагогический деятельности и сейчас?

- Есть, и большая! С тех времен химия потеряла много не только в содержательном плане, но и в плане интереса со стороны ребят. Оговорюсь – со стороны школьников, которые планируют поступать на биологический или, например, медицинский факультеты, интерес чувствуется. У них, отмечу, даже совершенно другой склад логики. Другое дело, с принятием современной системы итоговых экзаменов ребятам стало тяжелее. Надо сказать, в более чем в десяти районах республики школьники вообще не выбирают химию для сдачи ЕГЭ. И это говорит о том, что в этих районах не будет ни медиков, ни агрохимиков, ни учитель химии и других специальностей, которые связаны с нашим предметом. Ведь вероятность того, что вчерашний студент, получив диплом, поедет в другой район, а не в родной, ниже. Так что проблема налицо.


- Вы упомянули, что химия потеряла и в содержательном плане…

- Верно. За все эти годы работы я вижу, что количество уроков химии сокращается. У некоторых она бывает раз в неделю. С 2005 года старшая школа стала профильная, и в гуманитарных, физико-математических и даже технических классах предусмотрен всего час в неделю! Это очень мало.


- И каково им в университетах, если они поступают, например, на ваш факультет?

- Когда они поступают в высшие учебные заведения, например, на строительный факультет, на первом курсе у них идет химия. Тем, кто преподает таким студентам, бывает очень сложно. Им приходится охватывать базовые вещи, о которых они, по сути, уже не должны говорить. С одночасовой нагрузкой прийти в университет с химической подготовкой очень сложно. И даже на наш факультет при поступлении ребята сдают русский язык, математику и обществознание. У тех, кто поступает после окончания средне-специального учебного заведения, идет экзамен по химии в виде теста. Поэтому мы были вынуждены внести изменения в учебные планы, внести корректирующие дисциплины, которые восполняют пробелы в знаниях первокурсников. То же самое сейчас в биологии.


- Такая ситуация характерна всей стране или только нашей республике?

- К сожалению, да. Конечно, есть города, в которых химия на очень высоком уровне. Я говорю не только о Москве и Петербурге – есть, например, барнаульская или новосибирская школа химиков. Победители школьных олимпиад, конечно, сразу поступают в такие города. Но, несмотря на наличие в стране центров развития химии, у нас мало ученых-химиков. У нас в республике, например, меньше пяти докторов химических наук!


- Мы подошли к вопросу о науке. Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей кафедре. Она ведь была создана по вашей инициативе?

- Верно, это было больше двадцати лет назад. Уникальность нашей кафедры – в совмещении нескольких смежных направлений: химии, биологии, географии и экологии. Эти области знаний ведь близки, и они отлично дополняют друг друга. Преимущество такого тандема в том, что мы видим ситуацию целостно, с разных углов. И сейчас по нашему примеру и в других вузах создаются такие совмещенные кафедры – например, в Московском областном университете. В прошлом году мы выпустили 21 человек, и почти все поехали работать в районы. Плюс около десяти из них поступили к нам в магистратуру.


- А какие методики вы используете при обучении студентов? Сейчас, например, в школах стараются обучать в интерактивной форме, а ведь студенты – вчерашние школьники…

- В школе четко прописано, сколько должно быть лабораторных и так далее. В вузах ситуациях другая: идет сокращение лекционной, теоретической части, взамен прибавляется практика. Обучение студентов становится практико-ориентированным. Так что лабораторных работ достаточно, а это ведь замечательно. Студентам ведь проще запомнить не поток теории, а то, что они делают своими руками. Кроме того, когда такой студент идет работать, он уже имеет базу знакомых ему экспериментов, и он может их провести с учениками. Кстати, по современным стандартам упор в школе делается на практику, организацию проектной деятельности учащихся, так что такая университетская подготовка нашим выпускникам очень помогает. Химия ведь, пусть и теоретизированная наука, но очень интересная, и учитель должен уметь это показать. От учителя должна исходить инициатива. Мы же ведь, прежде всего, прививаем именно интерес к науке, исследованиям, а потом те ребята, с которыми мы работали в школе, приходят дальше к нам учиться.


Туяра Павлова

Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ

Источник: http://nu.s-vfu.ru/interview/ot-uchitelya-dolzhna-ishodit-initsiativa/