Сергей Егорович Федоров
Донесение накопленных многими поколениями исследователей знаний о мамонтах до широкого круга посетителей, грамотный и квалифицированный ретроспективный экскурс в прошлое – одни из основных задач музейного специалиста.
«Музей – это своеобразное окно в мир прошлого»
- В чем заключается смысл вашей профессиональной деятельности?
- Вопреки расхожему мнению, музейная деятельность складывается не только из экскурсий. На самом деле, человек всю свою жизнь познает, изучает, исследует мир, в котором он живет, предметы и явления, которые его окружают. Объект научного исследования, который ты выбрал, должен быть интересен тебе самому, а не навязан кем-то извне. Основа научного интереса исходит в первую очередь от понимания того, что палеонтолог – это не тот человек, кто ходит с рюкзаком и собирает кости, раскапывает мамонта и прочее, а тот, кто скрупулезно, дотошно, шаг за шагом исследует свою находку, делая при этом свои микро-, а возможно и более серьезные открытия.
- Вы помните свою первую находку?
- Я помню обо всех своих находках, но хочу выделить одну – щенка плейстоценовой Туматской собаки в прошлом году в Усть-Янском районе. Это именно тот редкий случай, когда находка была сделана в ходе научной экспедиции. Если до тебя объект уже кто-то нашел, и ты выехал по сообщению нашедшего – это уже не то. Нет ощущения первооткрывателя, которое было у нашего полевого отряда. Эти ощущения трудно передать словами, надо видеть и чувствовать!
- Вы много работаете с иностранными исследователями. Почему в вашей профессии необходим обмен опытом?
- Мне очень повезло со своими зарубежными партнерами, в первую очередь с Митье Жермонпре (Mietje Germonpré), известным бельгийским исследователем. У них есть то, чего зачастую нет у нас – высококлассного оборудования, системности и ощущения сопричастности к истории Земли в целом, понимания того, что мамонтовая фауна, равно как и динозавры, достояние всего человечества, а не отдельно взятой страны. У них твердое убеждение в том, что только общими усилиями можно решить загадки мира мамонтов и причин их вымирания.
- Чему посвящена тема вашей диссертации?
- Тема диссертации «Научное и культурное значение исследований четвертичных млекопитающих Якутии (XVIII в. – XX в.)». Руководителем является известный якутский ученый, палеонтолог, популяризатор науки доктор геолого-минералогических наук Петр Колосов. История палеонтологических находок зачастую не менее интересна, чем сама находка, ведь это колоссальный труд и опыт многих поколений ученых. Порою это даже героизм тех исследователей, которые были первыми, местных жителей – авторов находок, каюров, проводников, рабочих экспедиций. И даже хронология находок в какой-то мере совпадает с историей развития Российского государства. Подавляющее большинство находок было сделано до Первой мировой войны и в 1970-е и 1980-е годы советской эпохи, то есть в периоды наибольшей стабильности в государстве. В диссертации впервые предпринята попытка анализа и установления временного отрезка переломного момента в сознании людей по отношению к мамонту, в представлении и укоренении его положительного образа в культуре и искусстве коренных народов современной Якутии: от «исчадия ада», мифического создания, представителя враждебного человеку Нижнего мира, до одного из символов, брендов Якутии.
- Работа исследователя романтична: новые места, дым костра, природа… А какие есть отрицательные стороны в работе исследователя?
- Начиная с 1987 года в составе биолого-краеведческих, позже палеонтологических музейных экспедиций побывал почти во всех районах Якутии, кроме Оленекского, Среднеколымского, Верхнеколымского и Оймяконского. Раньше было намного проще: в республике существовала разветвленная сеть музеев и в любом наслеге, поселке, где есть музей, можно было найти кров, раскладушку, пристанище, еду на первое время. Отрицательные стороны в основном зависят от тебя самого, от твоего отношения к трудностям, тяготам полевой жизни. Самый главный минус – отрыв от семьи на месяцы, особенно когда дети маленькие. Я, к примеру, при рождении первенца был в дельте реки Лены, а приехал, когда ему уже исполнился месяц.
- Вам не надоедает каждый день показывать людям одно и то же?
- Признаться, иногда надоедает – я же не робот, не магнитофон. В такие моменты я вспоминаю незнакомую девушку в Японии, которая шла в толпе народа по тротуару в час пик и горько, навзрыд плакала. Непрерывный равнодушный людской поток огибал ее и торопливо бежал по своим делам. Она зашла в магазин, в котором тогда были мы. Через пять минут она уже стояла в безупречной фирменной одежде и мило улыбалась посетителям, как будто и не было того неизбывного горя, которое заставляло некоторых оглядываться ей вслед. Вот что такое профессионализм.
- Ваше мнение о черном рынке?
- За сравнительно короткое время существования Музей мамонта НИИ прикладной экологии Севера СВФУ стал одним из самых популярных и посещаемых в республике. И в этом заслуга не только музейных работников, но и череды сенсационных находок животных мамонтовой фауны за последнее десятилетие, которые сделаны местными жителями, впоследствии раскопанные и исследованные учеными республики. Положа руку на сердце, нужно заметить, что ни одна из ключевых находок за всю более чем 200-летнюю историю палеонтологических исследований не была найдена непосредственно учеными в ходе научных экспедиций. Необходимо подчеркнуть роль местного населения как определяющего фактора в выявлении и нахождении остатков мамонтовой фауны на местах. Я помню Север, каким он был в 80-е, 90-е годы ХХ века, поселки-красавцы: Тикси, Нижнеянск, Депутатский, Чокурдах, Черский и вижу то, что от них осталось. Поэтому прежде чем говорить о пресловутом «черном рынке», я бы коснулся экономических, социальных предпосылок возникновения этого «черного рынка» и причин развала всего российского Севера, который переживает далеко не лучшие времена.
- Что нужно учитывать, когда с вами на экспедицию едет человек, который ни разу не был «на поле»?
- Человек, прежде всего, должен быть морально готов к полевым условиям. Он должен уметь терпеть миллионы комаров, ненасытную мошку, собачий холод, непрерывные дожди, ранние снегопады, многодневные ожидания из-за нелетной погоды вылета на «точку», склочный характер соседа в гостинице и многое другое, с чем ему придется столкнуться. Но он должен понимать, что везде на огромной территории Якутии есть местные жители, которые живут в этих местах и не считают, что они ведут какой-то экстремальный образ жизни. И, конечно же, не забывать принцип: «Будь проще, и народ к тебе потянется».
- Чему удивляются иностранные ученые при посещении Якутии?
- В основном, это бытовые неудобства, дальние расстояния, комары и холод. Корейцы в первый раз приехали в северный поселок. Показываем дом, где они будут жить. «Покажите, пожалуйста, ванную комнату». Показываю рукомойник, демонстрируя принцип работы. Переглядываются, что-то говорят на корейском. «А где туалет?» Беру огромную связку ключей и по тропинке идем к деревянному туалету на улице. Дверь на замке. С пятой попытки отпираю замок и показываю. Немая сцена… Конечно, к нам приезжают, в основном, подготовленные люди, неоднократно бывавшие в полевых условиях по всему миру, да и человек такое существо, которое привыкает ко всему. Однако вывод у них один: к комарам и холоду привыкнуть невозможно.
- Какая ваша профессиональная мечта?
- Музеи являются своеобразным окном в мир прошлого. К сожалению, большинство маленьких, ведомственных музеев живет по принципу «придет посетитель – хорошо, а не придет – еще лучше! Мы занимаемся наукой», забывая при этом, что мы, музейные работники, прежде всего работаем для посетителя, выполняя при этом, кроме научной, и образовательную, просветительскую миссию. Донесение накопленных многими поколениями исследователей знаний о мамонтах до широкого круга посетителей, грамотный и квалифицированный ретроспективный экскурс в прошлое – одни из основных задач музейного специалиста. Говорят, что человек посещает музей минимум три раза за всю жизнь: когда он маленький, во второй раз со своими детьми и в третий раз – с внуками. Верю, что именно таким музеем станет для каждого якутянина Музей мамонта!
Фото и текст: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ
Источник:
http://nu.s-vfu.ru/interview/muzey-eto-svoeobraznoe-okno-v-mir-proshlogo/