Личности

Надежда Александровна Саввинова

Уровень владения материалом должен быть таким, чтобы представлять все окружающие вещи в виде уравнений: все природные явления, законы и процессы.

Чтобы понять физику, надо идти от простого к сложному

Директор Физико-технического института СВФУ Надежда Саввинова полюбила физику с первых же уроков. Она уверена, что необходимо научиться работать со школы, ведь в дальнейшем это отразится на всей жизни. 

Директор Физико-технического института СВФУ Надежда Саввинова

- Расскажите о том, как все начиналось. Когда вы поняли, что хотите стать преподавателем и когда увлеклись физикой?

- Наверное, со школы. Я училась в физико-математическом классе школы имени Исидора Барахова в Верхневилюйске. Мои родители – учителя. Они как раз закончили учебу в 1956 году, когда педагогический институт стал университетом. Папа – учитель математики, мама – химии. С детства у меня уже был настрой пойти по стопам родителей и посвятить себя преподаванию. Таким образом, в шестом классе я решила стать учителем физики.

Как раз с этого времени мы и начали изучать физику. Предмет мне очень нравился, да и вообще в те годы она была на высоте – специальность считалась одной из самых престижных. Может быть, для изучения предмета просто подходил мой склад ума. Не последнюю роль сыграл и наш классный руководитель, им был Михаил Алексеев – народный учитель СССР, главный инициатор и вдохновитель физико-математического движения в республике.

- Чему самому главному научил ваш учитель?

- Он добился того, чтобы ученики работали самостоятельно. Наверное, это самое главное. Сегодня даже для студентов является проблемой самому добывать знания. Такие навыки могут помочь не только в учебе, но и в жизни в целом.

В школе мы занимались с утра до вечера – все домашние и дополнительные задания мы делали только в школе.

При этом мы никогда не забывали, что нужно отдыхать и заниматься спортом. Помню, каждую перемену мы выходили во двор и играли в хоккей. Конечно, хоккеем это назвать трудно, вместо клюшек у нас были палки, а вместо шайбы – любой мяч, но это было весело.

- Когда вы решили пойти в науку?

- После школы я поступила в Новосибирский государственный университет. Каждую весну в Якутске проходила республиканская олимпиада, где команды из всех школ собирались в столице и соревновались между собой. Частенько бывало, что многие проживали в спортзалах школ во время мероприятий. Так вот, в восьмом классе я заняла первое место в олимпиаде по физике и летом поехала в физматшколу при Новосибирском университете. Мне там очень понравилось, и я для себя решила, что это именно то место, где мне хочется учиться. Впоследствии я все-таки поступила. Тогда я уже понимала, что хочу заниматься наукой серьезно. Однако учиться было очень сложно: вроде бы поступило из нашей школы много человек, но закончили обучение всего два студента.

- Сегодня многие школьники боятся физики и не понимают ее. Что необходимо для того, чтобы с ней поладить?

- Сама по себе физика – сложный предмет. Действительно, школьники ее частенько боятся. Чтобы понять физику, надо идти от простого к сложному. На свете множество вещей, которые ты не поймешь сразу же. Важную роль играет также хорошая математическая база, особенно в современной физике.

Уровень владения материалом должен быть таким, чтобы представлять все окружающие вещи в виде уравнений: все природные явления, законы и процессы

Но чтобы дойти до такого уровня, необходимо постоянно учиться и совершенствоваться.

- Как вы относитесь к введению астрономии в школьную программу?

Да, в 10 классе у нас был этот предмет. Были школьники, которые действительно очень сильно увлекались астрономией. Это очень интересный предмет. Конечно, ее введение в школьную программу должно привлечь внимание школьников к физике. Плохо, что ее вообще исключали в свое время.

- Что такое физика сегодня?

- Познание мира не останавливается. Сегодня хорошими темпами развивается астрофизика, например. В последнее время в мире совершено много открытий: экспериментально обнаружены гравитационные волны, много исследований проводится и с материями. Всего и не перечислишь, во вселенной слишком много неизвестного. С каждым новым открытием вопросов становится только больше.

- Вернемся во времена вашей учебы. Чем вы занялись после того, как вернулись в Якутск?

Да, после окончания учебы я сразу приехала в Якутск. По-моему, у меня даже в мыслях не было, чтобы я уехала работать куда-то в другое место. Мне хотелось на родину, здесь все мои друзья и родные.

- После приезда я устроилась лаборантом в лабораторию университета. Это было в 1979 году. Здания по Аммосова, где сегодня расположены магазины и компания MyTonа, принадлежали университету. Там находилась лаборатория проблем тепловой защиты.

Родители у меня были в деревне, поэтому я жила у родственников. В то время было очень сложно устроиться на работу, особенно в университете и в научных институтах. То, что я устроилась лаборантом – большая удача. В лаборатории занимались разработкой технологии нанесения пенополиуретана при  низких температурах, и этот высокоэффективный теплоизоляционный материал, ранее использованный в космической технике, впервые был внедрен в нашей республике сотрудниками этой лаборатории.

- И вы параллельно преподавали?

- В первый же год коллега меня попросил заменить его на лекции по термодинамике для физиков четвертого курса. Я заменила его один раз, затем во второй раз, а потом уже через год учила один семестр полностью. Скажу честно, мне очень нравится преподавать и делиться знаниями.

Физиков тогда было много, набор был где-то до 150 человек. Все они получали квалификацию физика и специализировались по разным направлениям. Также все дополнительно получали квалификацию учителя физики. Большая часть шла работать в школы.

- Как вы считаете, почему у школьников с годами снижается интерес к физике? Как преподавать предмет?

- Количество учеников сдающих физику действительно с каждым годом уменьшается. Такая тенденция наблюдается по всей России. Наверное, многое все-таки зависит от школьного преподавания: не хватает учителей и количества часов в программе. Конечно, многое зависит и от школы.

Физика ведь экспериментальная наука, поэтому в ее преподавании необходимы лабораторные работы, чтобы привлечь ребенка

Сейчас положение такое, что в неделю на физику дается всего два часа. Что успеет учитель? Раньше если уроков было мало, все окупалось огромным количеством кружков и факультативов. Также со временем я поняла, что учителя в то время просто очень много своего времени уделяли ученикам. Работали не только за зарплату, а для души и от души. Это я знаю и по своим родителям.

- Хорошо, а с каким предметом у вас были проблемы?

- У меня были проблемы с историей. В школе все было хорошо, но в университете свою первую тройку я получила на первом курсе именно по истории. В принципе, то, что я учила – понимала и свободно рассказывала, но на экзамен пришел лектор и спросил, откуда я родом. После того, как я ответила, она спросила у меня, когда у нас закончилась коллективизация. Про это я никогда не задумывалась и ответила, как принято говорить в прессе и учебниках. Только потом я поняла, что коллективизация у нас в республике проходила сложно, мы были практически самые последние. Оказывается, историки Новосибирска и наши немного соперничали. Это сказывалось и на студентах.

- Что вы считаете самым главным в процессе учебы и в образовании?

- У меня отец всегда говорил, что у детей должен быть сильный учитель в начальных классах, чтобы они хорошо учились дальше. Если в школе человек не научился работать, то дальше вырабатывать эти качества очень сложно. Это может повлиять на всю жизнь.


Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ 

Текст: Айсен Протодьяконов, редакция корпоративных медиа СВФУ

Источник: сайт актуальных мнений "Наш университет_онлайн" (http://nu.s-vfu.ru/)