• ЭИОС

Личности

Анатолий Игнатьевич Гоголев

Чтобы заниматься наукой, нужно быть, прежде всего, работоспособным человеком, заинтересованным своей наукой, темой, а все остальное исходит из этих основ. 
Жизнь, посвященная науке

Представляем вашему вниманию интервью с заведующим кафедрой всемирной истории и этнологии исторического факультета СВФУ, вице-президентом Академии наук РС (Я),  профессором Анатолием Игнатьевичем Гоголевым.

Анатолий Игнатьевич, мой первый вопрос коснется начала вашего жизненного пути. Какими воспоминаниями о детстве вы можете поделиться с нами?

- У меня отец погиб на фронте, поэтому отца не помню. Мое детство связано с образом моей матери Александры Федотовны. Ну и, конечно же, со школой, в летнее время с купанием и рыбалкой, играми и кино, но самое главное с библиотекой и книжным чтением. Тем более, что в Вилюйске была богатая детская библиотека, которая получала почти все опубликованные в Советском Союзе детские книги, в том числе книги зарубежной и отечественной классики. Чтение многочисленных книг дало мне очень много. Помню, каждый четверг я ходил за новыми книгами и с нетерпением ждал этот день.


С чего началось ваше увлечение историей, как наукой?

Я никогда ранее не предполагал, что получу высшее историческое образование, потому что в юношеские годы и в годы военной службы у меня были другие постулаты в этом направлении. На Дальнем Востоке служил в Советской армии четыре года, с 1961 по 1965 годы в войсках, которые обслуживают тихоокеанский флот. Так получилось, что когда я решил поступить в университет, в 1965 году приехал в командировку для сдачи экзаменов и подал документы на историческое отделение ЯГУ. Хотя первоначально хотел поступать на медицинский факультет. Это желание появилось из-за того, что во время третьего года службы я получил большое отравление газом и четыре месяца пролежал в госпитале. Тогда у меня появилось большое желание стать медицинским работником. Но потом как-то передумал, и в 1965 году поступил на историческое отделение. Якутский госуниверситет был создан в 1956 году, поэтому в те годы была еще свежа память об его открытии, и этим событием мы очень гордились. Тогда наш факультет назывался историко-филологическим. Мы занимались в небольшом двухэтажном здании по улице Короленко. Факультет состоял из трех отделений – историческое отделение, русское отделение и отделение якутского языка и литературы. Мои студенческие годы проходили в те времена, которые определяются сейчас как период хрущевской «оттепели». Поэтому в течение трех или четырех лет на историческом факультете обучение проходило всего за четыре года. Я поступил в 1965 и закончил в 1969 году с дипломом отличия. Меня решили отставить на кафедре, которым руководил известный историк, профессор Георгий Прокопьевич Башарин. Во время учебы большое влияние на меня оказали три профессора, корифеи того периода – Георгий Прокопьевич Башарин, Федот Григорьевич Сафронов и Иван Михайлович Романов. По всей видимости, я хорошо воспринял учебу и был оставлен ассистентом на кафедре всеобщей истории. С 1969 года и по сей день работаю на одном и том же месте, на кафедре, которая сейчас называется кафедрой всемирной истории и этнологии.

- Какие особенности развития этнологии в Якутии вы можете отметить?

Следует отметить, что так же как в других национальных республиках, изучение истории на местной основе получило развитие, только начиная с 20-х годов XX века. Становление советской власти в Восточной Сибири, в том числе и в Якутии, с 1918 года предопределило открытие научных отделов по краеведению. С этого времени начинает свое развитие и делает первые шашки якутская этнография, исследуемая местными учеными. В становлении якутской этнографии оказал большое влияние Гаврил Васильевич Ксенофонтов – крупный ученый фольклорист и этнограф в сибирском масштабе. Много сил вложил в сборы фольклорного и полевого этнографического материала с конца тысяча девятьсот двадцатых и до сороковых годов XX века Андрей Андреевич Саввин (1896-1951), а также Дмитрий Иванович Дьячковский - Сэhэн Боло (1905-1948). Они собрали огромнейший этнографо-фольклорный материал, так как застали то «золотое» традиционное время, когда сохранялась еще «живая старина» – бытовая жизнь, материальная и духовная культура нашего народа. Благодаря таким корифеям, в дальнейшем, этнография в Якутии получила большое развитие. Но на профессиональной основе якутская этнография получает развитие, начиная со второй половины XX столетия, благодаря трудам Николаева Семена Ивановича-Сомо5отто, который получил первое профессиональное этнографическое образование в Институте истории Академии наук СССР в конце 1950-х годов.

В последующее время дал существенный толчок для развития науки Николай Алексеевич Алексеев, который стал первым доктором наук в этнографии, профессором, заслуженным деятелем науки и лауреатом Государственной премии России. Также он был директором Института гуманитарных исследований ЯНЦ СО РАН. С этого времени начинается второй этап развития этнографии как профессиональной науки в Якутии.

Третий этап наметился с 1970-х годов. В начале 70-х годов я организовал археолого-этнографическую экспедицию Якутского госуниверситета. До этого функционировала другая археологическая экспедиция, которой руководил Никита Деевич Архипов, один из первых профессиональных археологов, получивший специальное образование в МГУ. В течение двадцати с лишним лет археолого-этнографическая экспедиция занималась раскопками поздних средневековых погребений и поселений на территории центральных районов республики. Также мы одновременно занимались сбором полевого фольклорно-этнографического материала. Во второй половине 70-х годов нам удалось открыть совершенно новую археологическую культуру, которая существовала с рубежа XIII-XIV веков и вплоть до середины XVI века на территории правобережья центральных районов Якутии, Амгино-Ленского междуречья. Поэтому можно считать это открытие одним из крупных в этногенезе якутов. Эту культуру я назвал «кулун-атарской» культурой, связанной, еще раз подчеркнем, формированием якутской народности. Ее носителем были первые скотоводы и коневоды Якутии, жившие до этого в верховьях. Начиная с рубежа XIII и XIV веков, формируется производящая форма экономики – это занятия скотоводством и коневодством, связанные с аграрной культурой. До этого основное население Якутии проживало в условиях присваивающей экономики, т.е. люди жили тем, что давали охота, рыболовство и собирательство. Еще ранее, примерно с XII-XIII веков с приходом тунгусо-монгольских маньчжурских племен на Севере и Центральной части Якутии формируется первый этап перехода в производящую экономику - табунное оленеводство.


На ваш взгляд, какие предпосылки можно отметить в развитии всемирной истории в XXI веке?

XXI век только начинается и посылы развития истории общеизвестны. С 1960-70х годов в странах Зарубежной Европы и Америки начался в целом постиндустриальный этап развития человечества. Началось время, связанное с широким распространением информационных технологий, и развитием всемирной сети интернет. Поэтому постепенно особое место стали занимать новые типы связи. В связи с этим, информатизация становится ведущим звеном в социально-экономическом развитии человечества. Данный период развития общества называется временем информационной эпохи. Этот процесс особенно ускоряет экономическую, социальную и культурную стороны жизни населения планеты.

Процесс глобализации – это закономерный процесс, который определяется постепенной потерей национального лика, национальной культуры народов. В дальнейшем некоторые элементы национальной культуры сохранятся, но в целом человеческое общество двигается к тому, чтобы создать единую экономическую структуру и культуру во всем мире. Сегодня эти посылы уже имеются. К чему это приведет определить очень сложно, но, во всяком случае, этот процесс можно охарактеризовать как поступательное эволюционное развитие человеческого общества в условиях XXI века.


- Есть ли белые пятна в истории и этнографии Якутии, над которыми может работать молодое поколение ученых?

Как таковых, белых пятен можно сказать и нет. Потому что этнография - это не археология, а часть исторической науки, которая занимается в основном изучением культуры народов. В нее входят изучение бытовой жизни, обрядов, духовной, материальной, социальной культуры в эволюции.

Можно продолжить работу над дальнейшим определением задач социальной антропологии, разработкой методологических сторон изучения народов мира. Жизнь человечества связана с глобализацией и потому идет процесс объединения гуманитарных направлений науки, которые связаны с изучением человека – фольклора, этнологии, социологии, демографии и культурологии.


Что вы считаете главными достижениями своей жизни?

Не мудрствуя лукаво, скажу, что кое-чего в жизни я добился, благодаря тому, что в студенческое время очень многому научился.

Если перечислять научные достижения, то – стал доктором исторических наук, академиком трех академий – Академии гуманитарных наук России, Нью-Йоркской академии наук, Академии наук Республики Саха (Якутия). В девяностых годах стал членом Национального географического общества США. В 1996 году Институт биографии США избрал меня «Человеком года» и присудил золотую медаль. В 90-х годах мое имя два раза включали в Международный американский справочник «Who's Who in the World» («Кто есть кто в мире»). В 2006 году я стал «Заслуженным деятелем науки РФ».

Одним из крупных достижений жизни считаю то, что под моим руководством защитили работы 18 кандидатов наук по одной специальности 07.00.07 «Этнология, антропология, этнография» и по 3 докторским диссертациям я был научным консультантом. Все они продолжают работу в области якутской этнологии, что считаю одним из самых значимых своих достижений.

Естественно, у меня семья и дети, которыми я очень доволен и продолжаю дальше работать.


Ваши пожелания молодому поколению ученых, чтобы они дальше развивали науку.

- Чтобы заниматься наукой, нужно быть, прежде всего, работоспособным человеком, заинтересованным своей наукой, темой, а все остальное исходит из этих основ. Очень многое решают годы студенчества. Я сорок с лишним лет работаю преподавателем и всегда замечаю, что те студенты, которые серьезно относятся к предмету и всегда готовы к практическим занятиям и спецсеминарам, много читают и занимаются, становятся в ряды ученых. Именно из такой среды выходит основная плеяда ученых. В студенческие годы можно приобрести самые начальные базовые формы знания по своим специальностям. Затем, когда молодой специалист начинает работать, появляется семья, дети и возникают сложности со временем. В свое время, после занятий, с двух до восемнадцати часов я ежедневно занимался в библиотеке. Те знания и навыки, которые я тогда получил, мне сильно помогли в дальнейшей научной деятельности, в плане расширения кругозора и профессионального подхода к избранному делу.


Автор: Мария Прокопьева, отдел по развитию корпоративных сайтов СВФУ