Валерий Пантелеймонович Кочнев
Самое главное в семейных отношениях – доверие. Пожалуй, это самый главный рецепт семейного благополучия.
Валерий Кочнев: «63 года любви и верности своей профессии»
Несмотря на свой солидный возраст профессор СВФУ Валерий Кочнев бодр духом, полон энергии и оптимизма. Он с большим воодушевлением рассказывает о своей педагогической и научной деятельности, о том, как из-за невнимательности человека чуть не распрощался со своей будущей профессией. Об интересных моментах из своей жизни профессор поведал газете «Наш университет».
Справка:
Валерий Кочнев – доктор педагогических наук, профессор кафедры национальных видов спорта и народных игр Института физической культуры и спорта СВФУ, профессор-наставник, основатель музея физической культуры и спорта РС(Я).
Раннее детство вдали от семьи
- Вы родились в тяжелое время: массовые политические репрессии, доносы. Обошло ли это стороной вашу семью? И как прошло ваше детство?
- Родился я в семье сельского учителя Пантелеймона Иннокентьевича Кочнева, был третьим ребенком. 30-ые годы прошлого столетия были трудными и мятежными: волна репрессий, голод, преследования, ложные донесения. Не оставляли в покое и тех, кто учился и дружил с видными политическими и государственными деятелями республики. На моего отца, который был одним из первых выпускников учительской семинарии и учился вместе с Платоном Ойунским, Исидором Бараховым, Максимом Аммосовым и другими, смотрели с особой опаской. Именно поэтому моя семья переехала из родной Нюрбы в другой район. В 1932 году родители решили переехать в город. Но куда идти с тремя детьми? Старшему брату Михаилу было четыре года, Николаю – три, а мне полтора года. Родители долго решали, кого оставить родственникам или друзьям на воспитание. В итоге отдали меня бедной семье Прокопьевых – шестым ребенком. У них не было детей, и брали на воспитание тех, кого предложат. Как прошло детство, осознал, когда начал говорить, хорошо ходить и что-то делать. В новой семье меня называли «нуучча уола», что означает «русский мальчик». В возрасте пяти-шести лет стал помогать по хозяйству: заготавливал дрова, таскал воду из речки, ходил на охоту, рыбачил. Все это мне очень нравилось. Именно тогда научился ценить труд и работу. Было спартанское воспитание: испытал голод, холод, болел всеми детскими болезнями, несколько раз находился на грани жизни и смерти. Но какая-то внешняя сила помогала мне выжить.
- Когда вы вернулись в свою родную семью? Какие чувства испытали?
- В августе 1937 года за мной приехали мои родные – мама и трое братьев. Предупредили заранее об их приезде, но я боялся их – «русских». Когда увидел, что они подъезжают к дому, убежал и наблюдал невдалеке из кустов. С повозки спустилась красиво одетая женщина, за ней мои братья: Михаил, Коля и маленький Пана в матросках. Их встретили «старики» – мои приемные родители, при встрече они обнялись, приветствовали друг друга очень тепло. Затем сестра Майя силой потащила меня в дом. Мама и братья бросились ко мне обниматься, целоваться. Во время чаепития мама вытащила из мешочков разные сладости, которые я видел впервые в своей жизни и очень стеснялся, потому что не знал, как их есть. Также показала подарки: матроску, как у братьев, ботинки, рубашки и многое другое из белья. Вечером для детей постелили постель на полу, тогда в первый раз мы с братьями спали вместе. А с утра меня одели в новую одежду, и мы поехали в Кочай. Планировалось, что пробудем несколько дней, затем поедем в Нюрбу, а после пяти-шести дней отплывем на теплоходе в Якутск. По дороге я несколько раз пытался сбежать, даже хотел вернуться к приемным родителям.
- Вы говорили, что родители уехали в другой район. Где они обосновались?
- Мои родители обосновались в селе Тулагино. Отца в это время не было, он был в Москве, и на днях должен был вернуться. Все новое меня не устраивало, время от времени я вспоминал свою жизнь у приемных родителей и тосковал. Там я познакомился с друзьями братьев, поэтому дни начали проходить быстрее. Однажды в дом вошел высокий мужчина в плаще – это был мой отец. Тогда он привез нам одинаковые игрушки. С его приездом атмосфера в доме изменилась: старшие братья готовились к новому учебному году, а у меня началось домашнее обучение разговорному русскому языку, алфавиту, счету. Вся семья включилась в эту работу. В итоге спустя два-три месяца я освоил алфавит, научился считать, слагать и вычитать. За полгода стал неплохо разговаривать по-русски, усвоил программу первого класса. В семь с половиной лет я ждал того момента, когда исполнения восьми лет, чтобы пойти вместе со своими братьями в школу.
Путь учителя
- Вы продолжили семейную династию и стали учителем. Насколько тернист был путь к профессии?
- По окончании школы решил продолжить учительскую династию и поступил в Якутское педучилище. Но по ряду причин не окончил первый курс. Это было большой трагедией для родителей. Мама меня поддержала и посоветовала выбрать другую профессию, предложила поступить в Якутскую фельдшерско-акушерскую школу. Так, в 1946 году я стал учащимся школы и окончил учебу в 1949 году. В 1950 году поступил на подготовительные трехмесячные курсы для поступления в центральные вузы, одновременно работал заведующим медпунктом. Занятия проходили три раза в неделю в вечернее время – с 4 до 8 часов. Приходилось пешком добираться из Магана до города и вечером обратно. Выбрал Государственный центральный ордена Ленина физкультурный институт имени И.В. Сталина в Москве с целью стать тренером-преподавателем. По окончании курсов сдал экзамены и получил право на обучение. Но мне отказали выдать проездные, потому что перепутали имя отца и решили, что я сын «врага народа». Так остался ни с чем. Забрав свои документы, пешком добрался до родительского дома, рассказал об этом событии и долго плакал. Отец меня успокоил, и сказал, что, несмотря на запреты, отправит в Москву. Он взял взаймы денег у своего друга. На следующий день я пошел пешком в Якутск купить авиабилеты. Приобрел билеты до Иркутска, а из Иркутска на поезде через восемь дней добрался до Москвы. Студенчество – это самая лучшая пора жизни. Учиться было очень трудно, особенно по химии, анатомии, физиологии, нелегко давались практические занятия по гимнастике, волейболу, баскетболу. Пройдя все трудности в учебе и жизни, в 1954 году окончил ГЦОЛИФК имени И.В. Сталина. Очень горжусь, что являюсь выпускником этого учебного заведения. До сегодняшнего дня, вот уже 63 года, продолжаю работать по своей специальности. Считаю, что это настоящая любовь и преданность своей профессии.
- Настоящую любовь и преданность вы посвятили не только профессии, но и своей семье. Расскажите о ней.
- Нас в семье было трое: единственный сын, жена и я. Он по образованию инженер-геолог, окончил ГРФ ЯГУ в 1983 году. В 1996 году трагически погиб. Это очень тяжело для родителей. Поэтому особо не люблю об этом вспоминать и рассказывать. Что поделаешь? Супруга Клара Павловна, в девичестве Жданова, акушер-гинеколог. Принимала роды у многих наших коллег, 55 лет проработала по своей специальности. Куда ни придешь, все женщины ее знают. Поэтому я с ней по городу никуда не хожу, потому что мне надо быстро дойти до того места, куда направляюсь. А с ней дорога занимает полчаса. Семья у нас очень дружная, 60 лет живем вместе душа в душу. В этом году в октябре будет юбилей. Самое главное в семейных отношениях – доверие. Пожалуй, это самый главный рецепт семейного благополучия.
- Вы работаете в нашем университете с года его открытия. Какие цели вы перед собой поставили?
- В 1954 году после окончания учебы меня направили работать в отделение физического воспитания Якутского педагогического училища. А в 1956 году по конкурсу был избран ассистентом кафедры физического воспитания ЯГУ. Заведовал кафедрой национальных видов спорта и народных игр Института физической культуры и спорта СВФУ. Перед поступлением на работу в университет поставил перед собой три цели. Первая главная цель – изучить, возродить, развивать, совершенствовать физические упражнения игры, состязания, созданных нашими предками и применить их в системе физического воспитания для физического развития и укрепления здоровья, подготовке спортсменов высокого класса и пропагандировать национальные виды спорта за пределами республики. Сейчас в 38 странах мира и 40 регионах РФ проводятся соревнования по перетягиванию палки, хапсагаю. Во всем мире знают про якутские виды спорта. Наши студенты показывают высокие результаты на соревнованиях разного уровня. Эта задача была выполнена. Вторая задача состояла в доскональном изучении процесса развития истории физического движения нашей республики, издал четыре монографии, два учебника, открыл музей спорта, который является одним из крупных в РФ. Она тоже была достигнута. Третья задача самая трудная. Через физическую культуру оздоровить подрастающее поколение, население нашей республики, в том числе в российском масштабе. Эта задача требует долгой подготовки и работы.
Источник: Наш университет
Варвара Жиркова
Фото: Мичил Яковлев