Рево Миронович Скрябин
Наряду с повышением качества теоретической подготовки инженера, особую значимость приобретает практическая подготовка молодого специалиста, готовность к быстрой адаптации на производстве.
У истоков инженерно-геологического образования Якутии
Представляем Вашему вниманию интервью с Рево Мироновичем Скрябиным, заведующим кафедрой «Технологии и техники разведки месторождений полезных ископаемых» геолого-разведочного факультета СВФУ имени М.К. Аммосова, основателем высшего инженерно-геологического образования республики.
- Рево Миронович, как формировался ваш характер? Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о детских годах.
- Я отношусь к поколению детей войны. Рано остался круглым сиротой – мать Елена Елисеевна умерла от тяжелой болезни, когда мне было три года. А отец, Мирон Васильевич Скрябин вместе с четырьмя братьями, был призван на фронт в первые годы Великой Отечественной войны. Из них на фронте погибли четверо, в том числе и мой отец. Вернулся только один, тяжело раненный младший брат. Можно себе представить состояние их родителей (моих дедушки и бабушки) потерявших на фронте четверых из пяти сыновей. Война нанесла жестокий удар нашей семье. У дедушки в доме я был единственным внуком – мужчиной, помощником и опорой в хозяйстве. С малых лет вырос в труде, старался помочь ему во всех хозяйственных делах, подрабатывал трудодни в колхозе. Особого детского веселья не помню. Дед был уважаемый в наслеге мастер на все руки, трудоголик. Он дал мне основательное трудовое воспитание, за что я очень благодарен ему. Наверное, такое детство и сформировало мой характер.
- Расскажите, пожалуйста, когда вы решили связать свою жизнь с профессией инженера?
- В десятом классе, как и все мои сверстники, я крепко задумался о выборе профессии, о поступлении в ВУЗ. Тогда особой профориентационной работы в школе не было. Я исходил из своих возможностей – неплохо чертил, рисовал и увлекался спортом. Поэтому в справочнике о вузах сперва просматривал направления спортивные, художественной графики и архитектуры, но в конечном итоге перетянула романтика геологии, успехи которой в Якутии в то время гремели на всю страну.
- Вы учились в послевоенное время в Ленинградском горном институте им. Плеханова по специальности «горный инженер по технике разведки месторождений полезных ископаемых». Интересно узнать о Ваших студенческих годах в таком замечательном городе, как Ленинград. Расскажите о самых ярких воспоминаниях того времени?
- Я очень горжусь тем, что мне посчастливилось учиться в Ленинградском горном институте им. Г.В. Плеханова, в первом техническом учебном заведении России, одном из лучших в мире вузов горно-геологического профиля. С первых дней студенческих лет нас поразила особая атмосфера в ее стенах!
Все вокруг веяло величием Науки о Земле – лучший в стране Горный (минералогический) музей, галерея портретов выдающихся ученых геологов,
горняков, прекрасные лаборатории, библиотеки и многое другое, от чего захватывало дух и настраивало на увлеченную учебу.
О городе Ленинграде, воспетом великими мастерами слова и искусства, невозможно что-то добавить. Это красивейший город – музей нашего Отечества и всего мира. Жить и учиться в таком городе – это большое счастье. Сам город воспитывает молодежь всему лучшему и светлому.
Студенческие годы, как у всех, незабываемы! У меня много ярких воспоминаний о первых удачах и успехах в учебе, о прекрасных практиках в Карелии, Республике Коми, в Южной Якутии, на Урале, в Свердловской области, о спортивных победах по борьбе в вузе, на городских соревнованиях. В 1956 г. я был приглашен на сборы борцов г. Ленинграда для подготовки к I спартакиаде народов СССР.
В первые годы педагогической работы в ЯГУ я не мог расстаться со своим спортивным увлечением, вольной борьбой. По предложению Н.Н. Тарского и ректора А.Е. Мординова подключился к организации вольной борьбы в республике. Работал тренером борцов ЯГУ, участвовал в подготовке сборной республики, как судья республиканской категории обслуживал крупные республиканские, зональные и российские турниры, был на первенстве СССР. За вклад в развитие вольной борьбы в 1960 г. я получил свою первую большую правительственную награду «Почетную грамоту Президиума Верховного Совета ЯАССР».
- Вы с 1958 года работаете в Якутском госуниверситете. Как происходил Ваш профессиональный и научный рост? Кого бы Вы назвали своим наставником?
- С первых дней организации ЯГУ и, соответственно инженерно-технического образования, руководством республики и университета был выбран правильный путь формирования профессорско-преподавательского состава кафедр – приглашение опытных ученых-педагогов ведущих вузов страны и местных профессиональных кадров, в том числе, молодых выпускников центральных вузов, с последующим направлением их в аспирантуру. Первые геологические кафедры были организованы под руководством опытных ученых центральных вузов, доцентами: П.С. Самодуровым (Ростовский ГУ), В.Н. Яковлевым, З.В. Туробовой (Петрозаводский ГУ), К.А. Барановым (Криворожский горнорудный институт), С.М. Смирновым, А.Н. Перелыгиной (МГРИ).
Мы, молодые специалисты, выпускники центральных вузов из Якутии: А.Н. Васильев (МГРИ), В.П. Семенов (Иркутский ПИ), Я (Ленинградский горный институт), А.Ф. Кытахов (Алма-Атинский политехнический институт) и другие, начали научно-педагогическую деятельность под их руководством и называем своими наставниками.
С 1961 по 1964 годы я учился в целевой аспирантуре Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе, которую закончил защитой кандидатской диссертации.
В 1966 г. мне было присвоено ученое звание доцента, а также я был избран деканом ИТФ ЯГУ. Деканом проработал девятнадцать лет – десять лет на ИТФ и девять лет на ГРФ.
В 1990 г. ВАК утвердил меня в ученом звании профессора без защиты докторской диссертации, в порядке исключения, по совокупности научных и учебно-методических работ с учетом опыта вузовской работы, по ходатайству Ученых Советов головных вузов страны по нашей научной специальности (МГРИ им. С. Орджоникидзе, ЛГИ им. Г.В. Плеханова, Томского политехнического института и др.).
- Известно, что Вы стояли у истоков инженерно-геологического образования Якутии. С 1983 по 1992 годы Вы организовали и затем возглавляли геолого-разведочный факультет в ЯГУ. Расскажите как происходил этот процесс и какие научно-производственные изыскания велись в это время?
- Да, я преподавал профессиональные дисциплины по технике разведки месторождений полезных ископаемых с 1958 г. студентам геологам и горнякам первого набора ИТФ. Мне было всегда приятно слышать потом от них хорошие отзывы и воспоминания о моих первых педагогических шагах в ЯГУ.
В составе ИТФ геологическое отделение изначально было ведущим по научному потенциалу профессорско-преподавательского состава кафедр и первым из трех отделений ИТФ (геологическое, горное и строительное) созрело до параметров самостоятельного факультета. Учитывая эти факты и перспективы развития геологоразведочной отрасли Якутии, нам удалось убедить руководство ЯГУ и Минвуз РСФСР о необходимости выделения из состава ИТФ самостоятельного геологоразведочного факультета, деканом которого избрали меня. Так сбылась моя давняя мечта, осуществлению которой я приложил немало усилий, преодолевая порой ожесточенные споры и препятствия. Об этом можно написать отдельные объемные воспоминания. Кафедры нового ГРФ, имеющие солидный научно-педагогический потенциал из докторов и кандидатов наук, перспективных аспирантов и молодых специалистов, выполняли серьезные научные исследования по проблемам геологии, поисков и разведки МПИ, гидрогеологии, мерзлотоведения, геофизики и технологии и техники разведки МПИ, востребованных геологической службой республики.
- Вас, как известного организатора и педагога высшей школы в 1990 году включили в состав УМО и научно-методического совета по геологическим специальностям инженерно-технических вузов Госкомитета СССР по народному образованию. Какие работы были проведены по данному направлению с Вашим личным участием?
- Научно-методический совет УМО по геологическим специальностям Госкомитета СССР по народному образованию определял учебные планы, содержание и научно-методическое обеспечение образовательной деятельности вузов, поэтому я участвовал в решении этих задач с учетом региональных особенностей подготовки кадров, в данном случае – Якутии и Северо-Востока страны. Участие в работе НМС УМО позволяло мне быть постоянно в курсе новых веяний высшего геологического образования в стране, быть в постоянном рабочем контакте с коллегами всех геологических вузов.
- Общеизвестно, что Якутия является поистине кладовой России по запасу полезных ископаемых. Расскажите о Ваших научных исследованиях и изысканиях в горно-геологической отрасли.
- Я, как специалист в области бурения геологоразведочных скважин, научно-исследовательскую работу кафедры стараюсь направлять на решение насущных проблем производства через госбюджетные и хоздоговорные научные темы. В разные годы под моим научным руководством были выполнены хоздоговорные НИР с геологоразведочными экспедициями Якутии (Янская ГРЭ, Аллах-Юньская ГРЭ, Тимтоно-Учурская КЭ, Южно-Якутская ГРЭ, ОАО «Прогноз», ОАО «Алмазы Анабара»), госбюджетные проекты по Госзаданию МОИН РФ. Сейчас ведем научные исследования по гранту РФФИ.
- Вы также известны, как человек с активной гражданской и политической позицией. Расскажите, пожалуйста, о Вашей общественно-политической деятельности.
- Я никогда не стоял на стороне от общественно-политической деятельности. В советское время был в составе партбюро факультета, парткома ЯГУ, кандидатом в члены Якутского горкома КПСС. Был народным депутатом Верховного Совета Республики Саха (Якутия) исторического XII созыва (1990-1993 гг.), который принимал Декларацию о Суверенитете РС(Я), Конституцию РС(Я) и другие важнейшие законы о Недрах, об образовании, о языке и др.
- В последние годы особое внимание уделяю научному руководству аспирантами и молодыми сотрудниками из числа своих выпускников для подготовки достойной смены на двух кафедрах: «Технологии и техники разведки МПИ» и «Нефтегазовое дело» ГРФ. Широкий круг научных проблем восьми молодых коллег заставляет меня быть всегда в творческом поиске на современном уровне науки и производства по нашей научной специальности.
Трудностей хватает, но радуют первые успехи моих учеников. Так, Атласов Р.А. стал лауреатом государственной премии РС(Я) по науке и технике среди молодых ученых (2015 г.), а Тимофеев Н.Г. успешно защитил кандидатскую диссертацию в 2015 г.
Со своими учениками получили несколько патентов на изобретения.
- Для подготовки специалистов нового качества требуется совершенствование учебно-научно-методического обеспечения и внедрение в учебный процесс новых знаний и международного опыта в области поиска, разведки и разработки месторождений. Какие новшества намечаются в сфере подготовки инженерно-геологических кадров нового поколения?
- Наряду с повышением качества теоретической подготовки инженера, особую значимость приобретает практическая подготовка молодого специалиста, готовность к быстрой адаптации на производстве. Для этого необходимо обеспечить практико-ориентированное обучение студента, с освоением необходимых рабочих профессий (помбуров, машинистов буровых установок, дизелистов, водителей автомобильного, гусеничного транспорта и др.).
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития инженерно-геологического образования в республике?
- К сожалению, геологическая отрасль страны сейчас переживает трудные времена. Она сильно сократилась, не хватает финансирования, а это напрямую отражается на подготовку геологических кадров и на работу вузов. Видимо, успехи Советской геологии, передовой в свое время в мире, обеспечившей запасы минерально-сырьевых ресурсов на десятилетия вперед, ослабили внимание государства в последние годы на судьбоносную для страны геологоразведочную отрасль. Остается надеяться на то, что это временно, что геология снова займет передовые позиции в экономике страны, ибо запасы минерально-сырьевых ресурсов иссякают и для обеспечения устойчивой экономической безопасности страны потребуется современная мощная геологоразведочная отрасль.
С этим связаны перспективы развития инженерно-геологического образования в СВФУ.
- Какими качествами должен обладать человек, который решил связать свою судьбу с профессией геолога?
- Физическая закалка, трудоспособность, приспособленность и любовь к природе.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей семье?
- Жена – Маргарита Панкратьевна, ветеран педагогического труда и университета. Старший сын – Александр Ревович, горный инженер-гидрогеолог, младший научный сотрудник, погиб во время экспедиционных работ. Младший сын – Андрей Ревович, специалист широкого профиля, имеющий три высших образования: горный инженер-геолог, магистр экономики, юрист, известный специалист и в разные годы заместитель генеральных директоров двух нефтегазовых компаний республики. Сноха – Татьяна Вильгельмовна, врач высшей категории, отличник здравоохранения республики. Внуки: Анастасия Андреевна – экономист-менеджер горной отрасли, Андрей Андреевич – студент, Александра – ученица 5 класса.
- Что Вас вдохновляет в работе и жизни?
- На работе – судьба студентов и выпускников, с которыми связана вся моя работа в вузе, а в жизни – благополучие семьи и будущее внуков.
БЛИЦ-ОПРОС
- Любимое время года.
- Весна.
- Ваше хобби.
– Охота и спорт.
- Любимое блюдо.
- Шашлык.
- Любимый вид спорта.
– Вольная борьба.
- Как вам нравится проводить свободное время?
– Поездки на природу, в зависимости от сезона года: охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, урожая.
- Какие черты характера в людях вы цените?
– Работа по совести, честность, принципиальность.
- Какие черты характера в людях вы категорически не приемлете?
– Ленивость и лживость.
- Ваш жизненный девиз.
– Кто не идет вперед, тот идет назад.
- Ваши пожелания нашим читателям.
– Желаю всем оптимизма, веры в себя, успехов, доброго здоровья и счастья!
СПРАВКА
Рево Миронович Скрябин, заведующий «Кафедрой технологии и техники разведки месторождений полезных ископаемых» Геолого-разведочного факультета СВФУ имени М.К. Аммосова, кандидат технических наук, профессор, почетный работник Высшего профессионального образования РФ, Заслуженный геолог РС (Я), член-корреспондент Российской инженерной Академии, действительный член международных академий МАНПО, МАНЭБ, АСФ, ААН.
Профессор Р.М. Скрябин является автором и соавтором 175 научных и учебно-методических трудов и учебника «Технология бурения разведочных скважин» (2004), рекомендованного УМО для обучения студентов инженерно-технических вузов РФ. Среди его многочисленных учеников-выпускников ГРФ есть известные учёные (профессора, академики), крупные организаторы горно-геологической отрасли и руководящие работники РС (Я).
Заслуги профессора Скрябина Р.М. отмечены правительственными наградами. Он является Почетным работником ВПО РФ (2005 г.), заслуженным геологом Республики Саха (Якутия) (1984 г.), награжден Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006 г.), почетным знаком Министерства геологии СССР «Отличник разведки недр» (1986 г.), почетным званием «Почетный ветеран-геологоразведчик России» (2011 г.), медалью Н.В. Черского «За выдающийся вклад в науку РС(Я)» (2011 г.), медалью Академии наук РС(Я) «За заслуги в развитии науки РС(Я)» (2011 г.), нагрудным знаком «Отличник профессионального образования РС(Я)» (2011 г.).
Р.М. Скрябин стал победителем I республиканского конкурса «Лучший инженер Якутии» в номинации «За вклад в подготовку инженерных кадров» I съезда инженеров Якутии (2012 г.). А также является Почетным гражданином Мегино-Кангаласского улуса и Бютейдяхского наслега.
Мария Прокопьева, отдел по развитию корпоративных сайтов