• ЭИОС

Личности

Гаврил Гаврильевич Филиппов

Вся моя жизнь и научная работа красной нитью пронизаны заботой о сохранении и дальнейшему развитию родного языка.
Патриот родного языка и культуры...


“Гаврил Филиппов - умный студент “
профессор Е.И. Убрятова

Мы ищем героев нашего времени, которые могли бы служить достойным примером для будущих молодых специалистов, а они ведь рядом с нами. Просто, когда они ежедневно, ежечасно рядом, мы их, к сожалению, не замечаем. Вернее замечаем, потому что в них мы нуждаемся ежечасно, пользуемся их добротой и знанием, и... воспринимаем это как данность. Как день, который всегда вслед за темной ночью наступит, или солнце, которое будет всегда светить в положенное ему время, или же как звезды, которые должны освещать темный небосвод вселенной. Да, это так...

В этой связи я хотела бы немного рассказать о жизненном пути нашего уважаемого человека, заслуженного деятеля науки РС(Я), доктора филологических наук, профессора, директора Института языков и культуры Северо-Востока РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Гаврила Гаврильевича Филиппова. Проследить его путь, потому что его путь в науку напоминает чем-то путь человека, который движется вперед несмотря ни на что...

Все мы родом из детства...

- У народа саха при знакомстве принято спрашивать откуда он родом, чьих он кровей “хантан хааннааххын, кимтэн кииннээхин?” В этой связи, уважаемый Гаврил Гаврильевич, вернемся немного в Ваше далекое детство и вспомним, некоторые моменты из вашего далекого босоногого детства...

- Я родился 26 февраля 1944 года в наслеге Тылгыны Вилюйского района в многодетной семье колхозника, в котором было девять детей. Я был первым, старшим. Наверное это наложило еще в раннем детстве отпечаток особой ответственности за младших братьев и сестер, за свою маленькую родину по названию семья.

Отец Гаврил Романович в 1941 году был призван в ряды Советской Армии и зашищал Родину от немецко-фащистких захватчиков. Вернулся инвалидом Великой Отечественной войны. После возвращения с фронта в родное село, в трудные военные годы, односельчане его избрали председателем колхоза. Человек исключительной работоспособности, честности спас своих односельчан от голодной смерти. И в последующие годы, уже будучи ветераном, не сидел сложа руки, всегда был занят в нескончаемых работах совхоза, по призыву сердца стал общественным наставником молодых руководителей и рабочих.

Мать Александра Кононовна была физически крепкой и сильной женщиной, о которых говорят “коня на скаку остановит”. Умелая хозяйка большой семьи, строгая и заботливая мать, успевала работать в колхозном поле и огородницей, и сторожем, и обшивать своих домочадцев, ведь тогда все было в дефиците. Она требовала от своих детей неукоснительного выполнения своих обязанностей, и, сейчас, хотя ей нынче 94 года, не сидит сложа руки, организует выставку своих меховых изделий для односельчан.

Дед Конон был искусным мастером, про которых говорят “мастер на все руки, блоху может подковать!” Славился как удачливый рыбак и охотник, не только для своей семьи припасал дары Байаная, но никогда не обделял добычей своих многочисленных родственников и сельчан. Бабушка Ылдьаана также славилась силой и ловкостью, справлялась с любой черновой работой не хуже мужчин. Да и то правда, ведь в те лихие и трудные годы только такие люди могли выстоять, ведь в годы войны на плечах таких женщин держался тыл.

Как все сверстники того времени, мы работали наравне со взрослыми, всюду следовали за ними. Они учили нас всему, что умели и знали сами. Главное, передавали умение и мудрость своего народа, как в олонхо говорится. С восьми лет вместе со взрослыми ходил на сенокос, стал «духом быка» и на быке же верхом убирал, возил сено. Был, как говорится, на подхвате, на посылах взрослых, выполняя бегом их поручения. Конечно же, уставали неимоверно, но об этом не принято было говорить. Иногда с другом детства И.В. Матвеевым со смехом вспоминаем то время: “Не раз бывало, сидя на быке засыпали и оказывались под санями..!”

- Школа, школьные годы... Со временем тропинка детства привела Вас в школу, первые азы, старшие классы... Какими Вам запомнились школьные годы?

- С первых дней учебы мне понравилось учиться, вообще нравилось все: школа, учителя. Видимо, поэтому учился хорошо, все экзамены сдавал на “хорошо” и “отлично”. С третьего класса и до окончания школы был избран незаменимым редактором пионерской школьной и интернатской стенгазеты. И не только. В старших классах был избран председателем учебного комитета (учком) школы, агитатором и т.д. Мы с активистами ходили на ферму и проводили политинформации в Красном уголке для работников колхоза, ставили концерты, проводили субботники. Это было тогда в порядке вещей...

Занимался многими видами спорта: вольной борьбой, перетягиванием палки, национальными прыжками. Уже в студенческие годы на равных состязался по этим видам с именитыми спортсменами республики.

- Гаврил Гаврильевич, в Ваше время был в почете труд. Знаменитый комсомольский призыв: “Школа – производство - вуз”, а для юношей еще и служба в рядах Советской Армии, наверное, не обошли Вас стороной?

- Да, еще будучи школьником, когда ставили звеньевым в сенокосных и иных совхозных работах, никогда не отказывался и ко всякой работе относился добросовестно и ответственно. После окончания школы меня оставили учителем математики и физкультуры в родной школе. Такое большое доверие было оказано...

Когда исполнилось 18 лет, был призван в армию, в котором с честью отслужил три с половиной года в секретной части артиллерийских войск. Возвратился сержантом и со знаком “Отличник СА”. И на службе не стоял в стороне от преподавательской деятельности, в свободное время обучал офицерских детей математике.

После демобилизации возвратился в родное село и возглавил в совхозе бригаду строителей. Бригада трудилась ударно и мы стали “Ударниками коммунистического труда”. Мы все тогда строили коммунизм в отдельно взятой деревне…


На пути к науке... Зрелость...

- Однако, долгий путь прошли, перед тем как поступить в ВУЗ... Как Вы стали студентом ЯГУ? Как сложился Ваш путь в науку?

- Конечно, я мечтал учиться дальше. И в 1968 году успешно сдав экзамены, стал студентом якутского отделения историко-филологического факультета ЯГУ. С самого начала студенческой жизни начал активно участвовать в жизни университета. Мы были молоды, энергичны, за плечами у нас работа в производстве, служба в рядах СА. Наверное поэтому открыто выражали свое мнение и умели отстаивать его. Например, когда с Василием Илларионовым учились в подготовительном отделении, нам отказали в общежитии, а жить нам было негде. Об этом написал критическую статью в газету “Эдэр коммунист”. Статья привлекла внимание руководства университета и нам выделили место в общежитии.

Учился с большим желанием и во время учебы проявил интерес к научной работе, занимался в научном кружке студентов, принимал активное участие в научно-практических конференциях. Тогда и было, наверное, заложено начало будущей научной работы.

В 1987 году в г. Алма-Ата защитил кандидатскую диссертацию на тему: “Причастия будущего времени на «-ыах» и форма «-ыа» в якутском языке”. В 1999 году в г. Якутске защитил докторскую диссертацию “Причастия якутского языка: комплексное-типологическое, функционально-семантическое исследование”.


Умелый руководитель

- Вы стали ученым... Наступили новые времена, 90-е годы, годы Перестройки, ветер перемен, а затем и смена общественно-экономической формации общества... С Вашим именем связано дальнейшее развитие и становление кафедры якутского языка и литературы. Как это было?

- В 1991 г. коллеги избрали заведующим кафедрой якутского языка и литературы. В 1992 году якутское отделение получает статус факультета якутской филологии и культуры, в котором я стал первым деканом и проработал в этой должности более десяти лет.

Больше двадцати лет возглавлял кафедру якутского языка. Как заведующий организовал работу по составлению учебного плана, программы, содержания и методов обучения, подбору и расстановке кадров в сфере высшего языкового образования и изучения культуры коренных народов РС(Я) и СВ РФ. С целью изучения опыта работы и организации учебного процесса высшей школы с соратниками и единомышленниками Р.И. Бравиной, З.И. Унаровой побывали в Башкорстане, Чувашии, Санкт-Петербурге, с А.Н. Алексеевым в Турции. Установили связь с высшими учебными заведениями мирового тюркоязычного сообщества. Для преподавтельской работы привлек известных ученых из Института гуманитарных наук РС(Я), таких как В.В.Илларионов, Н.Н. Тобуроков, Н.Е. Петров, И.Е. Алексеев, Б.Н. Попов. Все это заложило основу для открытия специализированного диссертационного совета по литературе, который сыграл большую роль в подготовке высоквалифицированных кадров из числа своих лучших выпускников.

Рад, что мы во время перемен не только не растеряли все, что было заложено нашими предшественниками, но и сумели сберечь, сохранить и приумножить достижения...

При образовании Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, приказом ректора Е. И. Михайловой (от 06.09. 2010 года №99-ОД), факультет одним из первых получает статус Института языков и культуры народов СВ РФ. Меня назначили директором Института.

Открытие отдельного Института обеспечило создание целостной инновационной системы поликультурного образования в регионе. Институт стал научно-образовательным центром подготовки кадров для малочисленных этносов региона, координирующим фундаментальные исследования по проблемам этнокультурного и языкового образования. Институт динамично развивается, сотрудничает с зарубежными университетами в области науки.

Патриот родного языка

- Гаврил Гаврильевич, Вы известный патриот родного языка. Несколько слов об этом...

- Вся моя жизнь и научная работа красной нитью пронизаны заботой о сохранении и дальнейшем развитии родного языка. Сейчас у многих тяга к языкам развитых народов: русскому, английскому в ущерб родному языку. Появилось много людей, думающих что незачем изучать и говорить на языке, который в широком масштабе, в мировом сообществе не пригоден и не востребован.

Но, я уверен, что человек глубоко знающий свою культуру, свой родной язык, также будет стремиться понять душой и сердцем другую культуру и язык. Через призму своего самосознания, причастности к своему народу, к своей исконной родине предков он будет относиться уважительно к чужой культуре, понимая, что уважая свой родной язык, он проникается уважением к другому языку и народу. Это цивилизованное взаимопроникновение культур народов в нашем глобальном меняющемся мире. Это уже другой уровень общей культуры человека....

- Гаврил Гаврильевич истинный представитель народа саха, который вырос из самых глубин народа, достиг всего своим умом и кропотливым, усердным трудом. Да, о таких людях мы говорим, что он закален северным ветром и морозом, ему покоряются моря и океаны познания. Высокая внутренняя культура, духовность дают ключ к общению и пониманию со многими людьми. Думаю, что наш учитель, ученый – герой нашего времени и достойный пример для своих учеников.

В заключение, поздравляя с юбилейными датами – 70-летием и 75-летием создания якутского отделения, пожелаем Гаврилу Гаврильевичу еще новых научных достижений, успехов в работе и крепкого здоровья.



Винокурова Маргарита Егоровна,

кандидат педагогических наук,

Отличник народного просвещения РФ