• ЭИОС

Личности

Афанасий Афанасьевич Саввин

Инновации создаются не только в научных лабораториях. Инновационным может быть и образовательный процесс.

Роль личности в развитии инноваций

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Как известно, 1 сентября 2014г. во время визита в Северо-Восточный федеральный университет Президент Российской Федерации Владимир Путин ознакомился с инновационными разработками ученых вуза, и дал высокую оценку данному направлению деятельности.

Об инновациях в стенах Северо-Восточного университета им. М.К. Аммосова нам рассказал проректор по инновационному развитию Саввин Афанасий Афанасьевич.

СПРАВКА

В 2004 г. с отличием окончил Институт математики и информатики ЯГУ им. М.К. Аммосова по специальности «Прикладная информатика в экономике».

2004 – 2006 гг. – ассистент кафедры компьютерного и математического моделирования Института математики и информатики ЯГУ им. М.К. Аммосова.

2004 – 2007 гг. – аспирант Финансово-экономического института ЯГУ М.К. Аммосова (специальность «Экономика и управление народным хозяйством»).

2005 – 2008 гг. – специалист, начальник отдела системной интеграции и телекоммуникаций ООО «Дисплей».

2008 – 2013 гг. – начальник управления информационных технологий, автоматизации и связи; заместитель главного инженера – начальник управления информационных технологий, автоматизации и связи ОАО «Сахаэнерго».

С ноября 2013 гг. – проректор по инновационному развитию СВФУ им. М.К. Аммосова.

Является членом Совета по развитию отрасли информационных технологий при Президенте Республики Саха (Якутия), членом Общероссийского союза ИТ-директоров.

- В чем заключаются функциональные обязанности проректора по инновационному развитию университета?

- Проректор по инновационному развитию отвечает за реализацию инновационных проектов, коммерциализацию научных разработок и инновационное развитие университета в целом. Это то, что написано в должностной инструкции. Кроме этого, проректор по инновациям является внутренним омбудсменом по вопросам развития предпринимательства, который содействует авторам идей и руководителям малых инновационных предприятий в общении, как с подразделениями университета, так и с потенциальными заказчиками и инвесторами. Пожалуй, из всех руководителей университета именно этот человек должен проводить больше времени за пределами своего кабинета, «в поле».


- Какие структурные подразделения занимаются разработкой и внедрением инноваций в университете?

- Инновации создаются не только в научных лабораториях. Инновационным может быть и образовательный процесс. Можно сказать, что инновациями, в той или иной степени, у нас занимаются все подразделения.

- С какими предприятиями республики ведутся совместные проекты по инновационной деятельности?

- Университет работает практически со всеми крупными предприятиями, которые действуют на территории республики. Приведу лишь некоторые примеры. С ОАО «АК АЛРОСА» реализовали совместный проект по Постановлению Правительства России N 218 - «Создание комплексной экологически безопасной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Севера». Совместно с ГУП «ЖКХ РС (Я)» создаем МИП «Сахатеплосервис» по использованию торфа в качестве топлива для котельных. С ОАО «Якутдорстрой» создали совместное предприятие «Индорстрой», внедряющее научные разработки университета в дорожное строительство. При поддержке ЗАО «ЯТЭК» на базе ГРФ создана лаборатория буровых растворов.

- Какие инновационные тенденции в университетском образовании можно обозначить сегодня?

- Есть два глобальных тренда, формирующих повестку дня. Во-первых, происходит глобализация высшего образования. Ожидается, что через десять лет в мире будет в два раза больше студентов, которые выбирают университеты за пределами своих стран. И все большую роль в этих процессах будут играть не только университеты англо-саксонского мира, но и азиатских стран – Китая, Индии, Малайзии. Во-вторых, ожидается стремительное развитие интернета и цифровых технологий. Под влиянием этих трендов появились новые игроки на рынке образовательных услуг – массовые открытые онлайн-курсы (англ. Massive open online courses, MOOC). Большие платформы, такие как Coursera, EdX, Udacity имеют миллионы слушателей. Причем авторами курсов являются профессоры лучших в мире университетов. То, что раньше было доступно только за большие деньги и ограниченному количеству участников, теперь открыто для всех. Есть примеры, когда люди составляли образовательные траектории из курсов профессоров-звезд не хуже, чем в первой десятке бизнес-школ. Рынок онлайн-образования растет в четыре раза быстрее традиционного, и всем университетам придется научиться существовать в эпоху MOOC. Ведущие университеты уже присутствуют в этом пространстве, и даже готовы засчитывать онлайн-курсы MOOC в рамках своих образовательных программ. Например, EdX – совместный проект Гарварда и MIT, который задумывался как «университет для миллиарда». И все предпосылки ведут к тому, что они действительно через какое-то время станут обучать миллиард людей. Еще одной важной тенденцией является lifelong learning – образование через всю жизнь. Университеты будут стремиться к тому, чтобы не просто отучить студента четыре года в бакалавриате и еще два – в магистратуре, а периодически доучивать его, добавлять нужные компетенции через систему дополнительного образования. Говоря об изменении образовательного процесса, нельзя не выделить геймификацию. Полагаю, что со временем игры станут одной из основных форм передачи знаний.

- Каковы перспективы инновационного развития университета?

- Сегодня мы все больше говорим об инновационной экосистеме, а не об инфраструктуре, как раньше. Ведь важны не только талантливые ученые, лаборатории, научное оборудование, институты развития, но и система отношений между людьми, соответствующая атмосфера. Благоприятная среда способствует появлению новых идей. До конца года мы разработаем стратегию и план развития инновационной экосистемы университета. На основе этих документов будем планировать всю дальнейшую работу. Огромное внимание уделяем развитию студенческого бизнес-инкубатора «Орех». Это место, где рождаются новые бизнесы, и мы бы хотели, чтобы любой наш студент мог реализовать себя в технологическом предпринимательстве. Активно обсуждаем идею создания венчурного фонда по модели Нью-Йоркского университета, когда вуз финансируют разработки своих студентов, сотрудников и выпускников. С 2015 г. будут введены годовые ключевые показатели эффективности малых предприятий, рейтинг их директоров и практика ежегодных аудитов. Фактически, будет создана система корпоративного управления бизнесами, в которых участвует университет. В этом году мы планируем выручку всех наших МИП на уровне ста пятидесяти миллионов рублей – в два раза больше, чем годом ранее. А по итогам 2018 г. – уже один миллиард рублей при одной тысячи занятых в инновационном производстве. Учитывая все эти планы, планируем построить третий и четвертый корпуса Арктического инновационного центра.

- Ваши жизненные принципы.

- Всегда оставаться собой, и не идти на сделки с совестью.

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

У меня три главных увлечения – футбол, чтение и путешествия. С футболом неразлучен с десяти лет. Все мои друзья детства разделяют это хобби, и мы до сих пор пару раз в неделю вместе ходим на тренировки. Чтением я увлекся в начальных классах. Был период, когда я каждый день после учебы заходил в свой любимый магазин «Пропагандист» на проспекте Ленина, и выбирал новые книги – тратил деньги, которые родители давали мне на карманные расходы и на проезд. Я всегда выглядел чуть моложе своих лет, и все школьные годы мне удавалось ездить на автобусах бесплатно, так что за месяц набегала приличная сумма. Путешествия – лучший способ провести отпуск. Успел побывать почти в тридцати странах, в некоторых по несколько раз. Подсчитал, что уже пролетел почти пятьсот тысяч километров. Можно сказать, что долетел до Луны, и нахожусь в середине обратного пути.

- Расскажите о ваших литературных предпочтениях.

Я вырос на приключенческой и исторической литературе. Любимые авторы – Генри Райдер Хаггард, Аркадий Фидлер, Василий Ян, Владимир Обручев и Джордж Макдональд Фрейзер. Отдельным увлечением являются мемуары участников военных действий. Что касается истории, то здесь мой любимый период – XIII век. Думаю, многие мои сверстники зачитывались трилогией Василия Яна «Нашествие монголов» о расцвете Монгольской империи в 1220-40 гг.

- Кого вы можете назвать вашим наставником? Есть ли люди, которые оказали ключевое влияние на выбор жизненного пути?

- Мне довелось учиться, и работать с людьми, которых я считаю выдающимися. Это Нина Афанасьевна Алексеева, Петр Лукич Рожин, Николай Макарович Парников и Александр Васильевич Мигалкин. Всегда буду благодарен им за ту поддержку, которую они мне оказывали. Я очень многому у них научился. Сегодня мне повезло работать под началом Евгении Исаевны Михайловой. Лучшей школы жизни и управления просто не придумать.

- Какова ваша жизненная цель?

- Прожить долгую и счастливую жизнь в окружении родных и близких мне людей, всегда оставаясь в гуще событий.

- Ваши пожелания нашим читателям.

- Желаю всем удачи, счастья, благополучия, плодотворного учебного года и хорошего настроения!



Автор: Мария Прокопьева, ОРКС