• ЭИОС

Личности

Анастасия Петровна Оконешникова

Моим главным достижением считаю то, что я являюсь первым психологом в республике. В соответствии с полученным качественным образованием, сделала немало пользы людям и республике.
Роль личности в развитии психологических наук в республике


В современном мире большое место и значение завоевала психология, как наука. Невозможно представить систему образования, социальных служб, здравоохранения без специалистов в данной сфере. Сегодня о развитии психологической системы образования в республике расскажет основатель и директор Института психологии Северо-Восточного федерального института им. М.К. Аммосова, доктор психологических наук, профессор Анастасия Петровна Оконешникова.

СПРАВКА

А.П. Оконешникова – профессор, доктор психологических наук, директор Института психологии СВФУ, директор Международного центра исследования проблем национальных школ Министерства образования РС (Я).

Достижения и поощрения:

кандидат психологических наук (1972 г.), доктор психологических наук (1989 г.), медаль «Ветеран труда» (1989 г.), профессор психологических наук ( 1991 г.), Заслуженный деятель науки PC (Я) (1993 г.), Почетный работник высшей школы РФ (1994 г.), Почетный работник высшего образования России (1997 г.), Член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования (1997 г.), Отличник образования Республики Саха (Якутия) (1998 г.), знак «Учитель учителей Республики Саха (Якутия) (2001 г.), Знак «Гражданская доблесть» (2003 г.), знак «Признание заслуг» (2004 г.), Почетный знак ЯГУ «За долголетнюю добросовестную работу» (2006 г.), Почетный гражданин Республики Саха (Якутия) (2006 г.), знак «Отличник профессионального образования Республики Саха (Якутия)» (2007 г.), член корреспондент Академии Естествознания (2007 г.), Ученое звание Академика Академии Естествознания (2007 г.), Отличник профессионального образования Республики Саха (Якутия) (2006 г.), Серебряная Медаль им. В.И. Вернадского (2005г.), Золотая Медаль им. В.И. Вернадского (2007 г.), знак «За вклад в развитие Чурапчинского Государственного института физической культуры и спорта», Заслуженный деятель науки и образования Российской Академии Естествознания (2011 г.), Медаль имени Губернатора Якутской области И.И.Крафта (1907-1913) (2011 г.), Настольная медаль Председателя Правительства А.Акимова, Почетный гражданин Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) (2011 г.), Почетный гражданин Кытанахского наслега Чурапчинского улуса (2011 г.), Золотая Кафедра России (2012 г.), Орден "Lahore etscientia-трудом и знанием" (2013 г.).

- Почему вы выбрали столь сложную науку, как психология, делом всей жизни? Расскажите, пожалуйста, о вашем образовании?

- Вечный вопрос у каждого молодого человека – кем я буду, кем стану, какую профессию выберу?

В наше время, а это почти полвека тому назад, широко известны были медицинские и педагогические профессии. Поэтому я бы сама удивилась, как и откуда поселилась в мою голову мысль - стать психологом. Хотя, в самом деле, мой выбор профессии явился почти естественным. В те годы выпускников средней школы отправляли, в обязательном порядке, на производство, кого в сельское хозяйство, кого в образовательные учреждения. Я два года работала воспитателем детского сада. Эти годы для меня не прошли даром: физически окрепла, в семье стала поддержкой (зарплата была 45 рублей), активно участвовала в спортивной и общественной жизни села, другими словами, созрела как личность и готова была ответственно относиться к будущей взрослой жизни.

Самое главное, была проведена серьезная работа над интеллектом – много читала, выписывала центральные газеты и журналы. Моим вечным спутником была многотомная энциклопедия СССР. И вот однажды я наткнулась на статью «Психология». С той минуты стала целенаправленно интересоваться практическими и научными работами о психологии, написанными в различных изданиях. В то время я раз и навсегда решила стать психологом.

Я закончила факультет дошкольного образования Пермского государственного педагогического института, который является одним из самых старинных учебных заведений на Урале. В те годы в Пермском государственном педагогическом институте работали исконно интеллигентные, эрудированные, культурные профессора и преподаватели. Мы, студенты, никогда не слышали из их уст грубые слова-обращения в адрес кого-либо. Может поэтому меня берет в оторопь окрик или вообще крик любого другого человека.


- Вы стояли у истоков развития психологического образования в Якутии. Что нужно для организации этого важного процесса?

- Да, это правда, что я стояла и стою у истоков развития психологического образования в нашей республике. Без наигранной скромности могу сказать, и это правильно, что прошла настоящую научную школу у великого ученого, психолога Вольфа Соломоновича Мерлина, который в свое время был близок к Борису Герасимовичу Ананьеву, создателю концепции факультета психологии СПбГУ. Его единомышленниками были Б.М.Теплов, Л.С. Выготский и другие российские светочи психологической науки в СССР.

Открытие новой специальности всегда предполагает ее дальнейшее развитие.

Успех зависит от многих факторов:

  • во-первых, от обеспеченности высококвалифицированными кадрами, специалистами-профессионалами;
  • во-вторых, от материально-технической базы, которая должна отвечать стандарту образования РФ, т.е. она должна быть оснащена научно-практическими лабораториями, а не только множеством аудиторий;
  • в-третьих, от мотивированных студентов, желающих обучаться профессии психолога.

- Чем привлекательна эта профессия для молодежи? Востребованы ли ваши выпускники на рынке труда?

- Что касается привлекательности, то по нашим наблюдениям, профессия психолога среди молодежи становится все более востребованной. Количество абитуриентов, поступающих в наш институт, из года в год возрастает. Обычно на одно место мы имеем 12-15 абитуриентов.

Ежегодно наши выпускники, молодые психологи, находят места работы по специальности в школах, ССУЗах, ВУЗах, организациях и учреждениях нашей республики.

В связи с развитием общества, а именно, с модернизацией всех видов деятельности человека, в последние годы повышается востребованность в специалистах-психологах.

Конкретно, наш институт готовит специалистов и бакалавров по следующим направлениям: психология, социальная работа, организация работы с молодежью, клиническая психология, педагогика и психология девиантного поведения.

Наш институт закончили 396 человек, но этого количества не хватает для Якутии. Перспектива развития нашего института связана с потребностью республики в высококвалифицированных профессионалах-психологах.


- Какие достижения вы считаете самыми значимыми для вас?

- На ваш вопрос, я отвечу прямо и кратко – моим главным достижением считаю то, что я являюсь первым психологом в республике. В соответствии с полученным качественным образованием, сделала немало пользы людям и республике.


Нам остается пожелать Анастасие Петровне еще больших достижений в реализации созидательных планов во благо республики и университета. Ведь она, как личность, оказывает мощное влияние на формирование и становление психологической науки, столь необходимой в современных реалиях. Развитие психологии – это ключ к решению многих проблем и благополучию общества.

Автор: Мария Прокопьева, ОРКС