Юрий Михайлович Григорьев
Считаю, что быть физиком в наше время это очень актуально и важно. Физика всегда интересна, можно ею профессионально заниматься во всем мире – и в Якутске, и в центральных городах России, и зарубежом.
Гость нашей рубрики - заведующий кафедрой теоретической физики нашего университета Юрий Михайлович Григорьев.
СПРАВКА:
Образование. Высшее, ЯГУ, 1981; аспирантура НГУ, 1985; докторантура НГУ, 1999.
Ученое звание, степень: Доктор физико-математических наук, г. Новосибирск, 2000; академик АН РС (Я), 2006; член Национального комитета по теоретической и прикладной механике, 2011.
Тема диссертации:. «Методы решения задач моделирования деформаций тел и электромагнитной совместимости»
Награды:
- знак «Отличник образования РС(Я)» Министерства образования РС(Я) (2003 г.);
- знак «За заслуги в области науки» Миннауки и проф. образования РС (Я) (2006 г.);
- диплом Министерства образования и науки РФ (приказ ФАО №1357 от 27.07.2007 г.);
- знак Министерства образования РФ «Почетный работник ВПО РФ» (2009 г.);
- знак Министерства образования РФ «За развитие НИРС» (2009).
Стаж работы с 1985 года – 29 лет.
Преподаваемые дисциплины:
· Методы математической физики,
· Дополнительные главы МСС,
· Дополнительные главы электродинамики
- Юрий Михайлович, Вы являетесь доктором физико-математических наук, академиком АН РС(Я), членом Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, членом Европейского комитета по механике, научным руководителем НОЦ СВФУ «Космофизика», руководителем Научной школы «Механика и математическое моделирование природных и техногенных процессов», председателем Оргкомитетов Всероссийских конференций (2002, 2003); членом редколлегий журналов «Наука и образование», «Вестник СВФУ», членом диссертационных советов (СВФУ, СибГАУ, Красноярск), заведующим кафедрой теоретической физики университета, когда Вы все успеваете?!
- Не все успеваю. Конечно, основное время затрачивается на основной вид деятельности – заведование кафедрой. Особенно трудно вовремя выполнять многочисленные запросы по разным видам работ. В последний год особенно стало тяжело в связи с избранием меня главным ученым секретарем АН РС (Я), работы прибавилось. Время для научной работы - только раннее утро, выходные дни.
- Когда Вы поняли, что физика будет в Вашей жизни всегда? Где Вы окончили школу? Кто повлиял на выбор профессии?
- С 4 по 7 класс учился в Антоновской средней школе (Нюрбинский улус). В школе работали высококвалифицированные учителя математики и физики (Ефремов Прокопий Николаевич - математика, Руслан Николаевич и Кузьмин Виктор Михайлович – физика), которые вели кружки, подготовку к олимпиадам, увлеченные люди. Отсюда и началось – первые места в олимпиадах по математике и физике в школе, первое место в районной олимпиаде по физике в 7 классе. Тогда у меня появилась мечта – поступить в МФТИ (Москва) и стать физиком. В 7 классе участвовал впервые в республиканской олимпиаде по физике, вошел где-то в десятку. Попал в летний физ.-мат лагерь РФМШ при ЯГУ. Лагерь был на берегу Черного моря около г. Новороссийска, это отдельная тема (ключевое лицо- Алиев Исмаил Щахбазович, организатор РФМШ). Получил два приглашения – в Верхне-Вилюйскую физмат школу и в РФМШ. Семейным советом, где решающее мнение было моим, был выбран РФМШ. Таким образом, с 8-го класса - РФМШ и в 1976 году окончил 4-й выпуск РФМШ. Наш любимый учитель физики – Иванов Алексей Кузьмич укрепил мою уверенность в выборе физики, но нас настраивали только в ЯГУ (МФТИ осталось в мечтах) и почти всем выпуском мы поступили в ЯГУ, о чем и не жалею. Отмечу влияние и поддержку отца в выборе профессии.
- Мы знаем, что Вы часто ездите в разные школы республики с чтением лекций, в качестве эксперта, насколько уровень преподавания физики в настоящее время в школах отличается от уровня преподавания, допустим в Ваше время?
- В обычных школах улусов уровень преподавания физики крайне низок, да и не только физики. Есть очень простые причины:
- объем физики в 11 классе всего 2 часа (2 урока), тогда как в лучших специализированных заведениях, стремящихся поддержать качество преподавания физики это 6 часов;
- отсутствие лабораторий, вследствие этого – отсутствие фронтальных лабораторных работ;
- преподавание физики как умозрительной науки (не экспериментальной);
- отсутствие высококвалифицированных, увлеченных учителей физики.
В свое время крайне низким уровнем оплаты учителей физики, государство ликвидировало их. В целом, можно отметить сильное падение уровня школьного образования. Не удивлюсь, если выпускник школы будет утверждать, что Солнце вращается вокруг Земли. А также, непрерывные модернизации, которые проводятся Министерством образования РФ, к сожалению, не улучшают эту ситуацию.
- Сегодня модные, востребованные профессии - это юристы, экономисты, программисты. Какие слова Вы говорите сегодняшним школьникам, чтобы привлечь в профессию физика? Вообще быть физиком, насколько интересно в наше время?
- Юристы и экономисты тоже нужны, но не в таком количестве и не такого качества. Россия сейчас ставит приоритетом развитие инновационной экономики. В основе всех реальных инноваций – решения, основанные на законах физики. Часть наукоемких инноваций – это итог работы физиков. Модная сейчас нанотехнология – это использование результатов квантовой физики. К сожаленью, на государственном уровне принимаются противоречивые решения для реализации политики инновационной России. Например, уменьшение роли физики в СОШ (ЕГЭ по физике считается не обязательным), отсутствие физики в качестве вступительного испытания в ВУЗы на естественно-научные направления и т.д.
Физика стоит на пороге больших открытий, подобных открытию атомных и ядерных законов, приведших к новому мировому технологическому укладу. Это связано с темной материей, темной энергией в космологических масштабах, открытий, подобных открытию бозона Хиггса на большом адронном коллайдере и др. Все это приведет к новой физике, к новым технологическим приложениям и к новому технологическому укладу.
Считаю, что быть физиком в наше время это очень актуально и важно. Физика всегда интересна, можно ею профессионально заниматься во всем мире – и в Якутске, и в центральных городах России, и за рубежом. Могу привести такой пример: Татаринов Айсен, выпускник РЛИ, призер всероссийских и международных олимпиад по физике, выпускник МФТИ (г.Москва), сейчас аспирант университета в штате Техас (США), является соавтором открытия бозона Хиггса на БАК ( примечание: открытие бозона Хиггса стоит в одном ряду с величайшими фундаментальными научными открытиями физики частиц, а Большой адронный коллайдер обладает возможностями переписать современные учебники физики). Есть и обратные процессы - недавно один студент-физик из Индии изъявил желание пройти практику в г. Якутске на базе ИКФИА СО РАН.
- Считается, что почти исчезли студенты, которые искренно интересуются физикой, как наукой? Как Вы считаете, это действительно так? Возможно, поэтому в СВФУ не открыты специальности магистратуры по физике?
- При таком подходе государства к физике (см. выше) конечно есть негативные тенденции. Тем не менее, каждый год к нам в ФТИ поступает определенное количество сильных учащихся, увлеченных физикой. Большее количество учащихся поступают в центральные ВУЗы. Т.е. в целом такие студенты из Республики Саха(Якутия) в России есть.
В ФТИ подготовлены две ООП магистратуры: по физике и по радиофизике. Ждем лицензирование этих ООП, чтобы объявить набор.
- У Вас всегда есть Ваши ученики, аспиранты, которые успешно защищаются, где они остаются? Всегда ли есть у них возможность трудоустроиться?
- У меня защитились два аспиранта, одна из них работает в НИИМ СВФУ, у меня на кафедре не было вакансии, одна работала на кафедре, но ей сделали предложение с гораздо лучшими условиями, и она перешла на другую работу. В целом, имея профессию, связанную с физикой (физик. радиофизик и др.) при желании всегда можно трудоустроиться, компетенции этих профессий охватывают широкую область – естественно-научную, инженерную, информационную, гуманитарную, управленческую и др. Поэтому физик всегда востребован. Поэтому, готовя физиков мы готовим молодых людей для науки, образования, наукоёмкого производства, бизнеса на основе фундаментального образования, способных адаптироваться. Кстати, это способность физиков адаптироваться привела в свое время к массовому уходу мужчин – учителей физики из школ, потому что они были поставлены в условия выживания. В школе в виду сокращения часов физики, как профессионалы они не могли обеспечить себя (свои семьи) заработной платой. И они нашли себя вне школы, к сожаленью.
- Ваши разработки и работы Ваших коллег, учеников, особенно в последнее время, насколько повлияли на нашу жизнь? Например, в статье, которая вышла еще в 2005 г. в журнале «Наука и образование»: «Грозы в Якутии и их влияние на магистральные трубопроводы», говорится о том, что во время грозы на расстоянии менее 7 километров от трубопроводов человеку и всему живому опасно находиться, правильно ли мы поняли? Принято ли это открытие во внимание?
- Основной результат, изложенный в этой статье, в том, что впервые в зоне многолетней мерзлоты проведены натурные измерения электрических токов (наведенных), возникающих в линиях передач (в данном случае это был трубопровод) при близких разрядах молнии. Под линиями передач понимаются длинные тонкие проводники, с этой точки зрения трубопроводы, линии электропередач, проводные линии связи, железнодорожные рельсы все одинаковые. Для трубопроводов опасным является прямой удар молнии. А вот наведенные грозами токи и напряжения очень опасны для проводных линий связи, кабелей. В этом же журнале в 2006 г. опубликована другая статья, где мы излагали результаты измерения токов в трубопроводе, наведенных геомагнитными возмущениями. Вот эти токи и являются опасными для трубопроводов, вызывая электрокоррозию и тем самым уменьшая срок службы. Эта работа гораздо более известна, на нее есть ссылки в российских работах. Мы пытаемся доказать актуальность наших постановок и наладить взаимодействие с Якутскэнерго, чтобы начать измерения таких геомагнитно индуцированных токов в силовых трансформаторах электростанций. Дело в том, что такие токи могут быть причинами выхода из строя этих трансформаторов, что повлияет на нас жителей республики. В Канаде в марте 1989 г. произошла такая авария во время магнитной бури, провинция Квебек 9 часов сидела без электроэнергии.
Лабораторная модель дезинтегратора.
Патент на изобретение полезной модели зарегистрирован 20 января 2013г. |
Патент на изобретение.
Бриллиант "Тимур", зарегистрирован 10 ноября 2007г. |
Бриллиант "Тимур"
|
- Считаете ли Вы финансирование Вашей области в науке, достаточным?
- Мои основные научные направления - механика, математическое моделирование региональных проблем, влияние космической погоды. Финансирование по ним – это итоги участия в конкурсах. По каждой из них ежегодно с моими исполнителями выполняем какие-то гранты и проекты. В принципиальном плане лучше всего поставлена работа в РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований), но, к сожаленью, размеры выделяемых грантов невелики. Недавно в рамках реализации реформы российской науки созданы новые структуры ФАНО и Российский научный фонд, может они решат проблемы финансирования фундаментальной науки. Неплохие объемы финансирования шли по ФЦП (федеральные целевые программы) в Министерство образования РФ. Кафедра теоретической физики вместе с ИКФИА СО РАН выполнили 2 проекта ФЦП «Кадры», но сейчас судьба этой ФЦП непонятна. В 2020-12 гг. в рамках комплексного проекта СВФУ и АЛРОСА мы выполнили три работы по новому для нас направлению – обогащение полезных ископаемых.
За 2009 – 2013 гг. кафедра теоретической физики выполнила НИР по грантам, проектам, хоздоговорам на сумму 45 млн. рублей. Для маленькой кафедры (8 ППС, 2 УВП) это вполне приличная сумма. Отмечу, что все это – средства, привлеченные из внешних источников в СВФУ. Наверное, это был верхний предел по финансированию. На большее не хватает ресурсов.
- Профессор МГУ Симон Шноль считает, что у нас в России «уникальная научная цивилизация» именно в области физики. Как Вы считаете, какие перспективы у наших российских ученых-физиков? Как Вы оцениваете состояние отечественной физики в мировой научной среде?
- У наших российских ученых-физиков хорошие перспективы – инновационное развитие России будет определяться достижениями физики, это рано или поздно поймут в России. А если нет востребованности в России, то границы сейчас открыты для всех, заграницей давно поняли предыдущий тезис.
Несмотря ни на что, состояние отечественной физики в мировой научной среде находится на высоте. Далеко ходить не надо, в Якутске работает несколько физиков в области космофизики, широко известных во всем мире, с запредельными индексами цитирования (Е.Г. Бережко, Г.Ф. Крымский и др.). В целом, по России по всем направлениям физики есть достижения мирового уровня.
Блиц-опрос:
-Ваше состояние духа в настоящий момент?
-Бодрое.
-К каким человеческим порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?
-Ко многим человеческим порокам отношусь спокойно.
-Ваша самая характерная черта?
-Затрудняюсь ответить.
-Что вы больше всего цените в Ваших друзьях?
-Верность и надежность.
-Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
-Женственность.
-Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
-Мужество.
-Какое Ваше любимое занятие?
-Наука.
-Ваш любимый цвет?
-Белый.
-Ваши любимые поэты?
-Поэзией не увлекаюсь.
-Любимый литературный герой?
-Нет такого.
-Способность, которой вам хотелось бы обладать?
-Играть в шахматы.
-С кем из ныне живущих людей Вы хотели бы встретиться?
-Clayton R. Paul (США), Risto J. Pirjola (Финляндия)
Материал подготовила Алена Иванова,
Отдел по развитию корпоративных сайтов.