Личности

Юрий Михайлович Григорьев

Считаю, что быть физиком в наше время это очень актуально и важно. Физика всегда интересна, можно ею профессионально заниматься во всем мире – и в Якутске, и в центральных городах России, и зарубежом.

Гость нашей рубрики - заведующий кафедрой теоретической физики нашего университета Юрий Михайлович Григорьев.

СПРАВКА:

Образование. Высшее, ЯГУ, 1981; аспирантура НГУ, 1985; докторантура НГУ, 1999.

Ученое звание, степень:  Доктор физико-математических наук, г. Новосибирск, 2000; академик АН РС (Я), 2006; член Национального комитета по теоретической и прикладной механике, 2011.

Тема диссертации:. «Методы решения задач моделирования деформаций тел и электромагнитной совместимости»

Награды:

- знак «Отличник образования РС(Я)» Министерства образования РС(Я) (2003 г.);

- знак «За заслуги в области науки» Миннауки и проф. образования РС (Я) (2006 г.);

- диплом Министерства образования и науки РФ (приказ ФАО №1357 от 27.07.2007 г.);

- знак Министерства образования РФ «Почетный работник ВПО РФ» (2009 г.);

- знак Министерства образования РФ «За развитие НИРС» (2009).

Стаж работы с 1985 года – 29 лет.

Преподаваемые дисциплины:

· Методы математической физики,

· Дополнительные главы МСС,

· Дополнительные главы электродинамики

- Юрий Михайлович, Вы являетесь доктором физико-математических наук, академиком АН РС(Я), членом Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, членом Европейского комитета по механике, научным руководителем НОЦ СВФУ «Космофизика», руководителем Научной школы «Механика и математическое моделирование природных и техногенных процессов», председателем Оргкомитетов Всероссийских конференций (2002, 2003); членом редколлегий журналов «Наука и образование», «Вестник СВФУ», членом диссертационных советов (СВФУ, СибГАУ, Красноярск), заведующим кафедрой теоретической физики университета, когда Вы все успеваете?!

- Не все успеваю. Конечно, основное время затрачивается на основной вид деятельности – заведование кафедрой. Особенно трудно вовремя выполнять многочисленные запросы по разным видам работ. В последний год особенно стало тяжело в связи с избранием меня главным ученым секретарем АН РС (Я), работы прибавилось. Время для научной работы - только раннее утро, выходные дни.

- Когда Вы поняли, что физика будет в Вашей жизни всегда? Где Вы окончили школу? Кто повлиял на выбор профессии?

- С 4 по 7 класс учился в Антоновской средней школе (Нюрбинский улус). В школе работали высококвалифицированные учителя математики и физики (Ефремов Прокопий Николаевич - математика, Руслан Николаевич и Кузьмин Виктор Михайлович – физика), которые вели кружки, подготовку к олимпиадам, увлеченные люди. Отсюда и началось – первые места в олимпиадах по математике и физике в школе, первое место в районной олимпиаде по физике в 7 классе. Тогда у меня появилась мечта – поступить в МФТИ (Москва) и стать физиком. В 7 классе участвовал впервые в республиканской олимпиаде по физике, вошел где-то в десятку. Попал в летний физ.-мат лагерь РФМШ при ЯГУ. Лагерь был на берегу Черного моря около г. Новороссийска, это отдельная тема (ключевое лицо- Алиев Исмаил Щахбазович, организатор РФМШ). Получил два приглашения – в Верхне-Вилюйскую физмат школу и в РФМШ. Семейным советом, где решающее мнение было моим, был выбран РФМШ. Таким образом, с 8-го класса - РФМШ и в 1976 году окончил 4-й выпуск РФМШ. Наш любимый учитель физики – Иванов Алексей Кузьмич укрепил мою уверенность в выборе физики, но нас настраивали только в ЯГУ (МФТИ осталось в мечтах) и почти всем выпуском мы поступили в ЯГУ, о чем и не жалею. Отмечу влияние и поддержку отца в выборе профессии.

- Мы знаем, что Вы часто ездите в разные школы республики с чтением лекций, в качестве эксперта, насколько уровень преподавания физики в настоящее время в школах отличается от уровня преподавания, допустим в Ваше время?

- В обычных школах улусов уровень преподавания физики крайне низок, да и не только физики. Есть очень простые причины:

- объем физики в 11 классе всего 2 часа (2 урока), тогда как в лучших специализированных заведениях, стремящихся поддержать качество преподавания физики это 6 часов;

- отсутствие лабораторий, вследствие этого – отсутствие фронтальных лабораторных работ;

- преподавание физики как умозрительной науки (не экспериментальной);

- отсутствие высококвалифицированных, увлеченных учителей физики.

В свое время крайне низким уровнем оплаты учителей физики, государство ликвидировало их. В целом, можно отметить сильное падение уровня школьного образования. Не удивлюсь, если выпускник школы будет утверждать, что Солнце вращается вокруг Земли. А также, непрерывные модернизации, которые проводятся Министерством образования РФ, к сожалению, не улучшают эту ситуацию.

- Сегодня модные, востребованные профессии - это юристы, экономисты, программисты. Какие слова Вы говорите сегодняшним школьникам, чтобы привлечь в профессию физика? Вообще быть физиком, насколько интересно в наше время?

- Юристы и экономисты тоже нужны, но не в таком количестве и не такого качества. Россия сейчас ставит приоритетом развитие инновационной экономики. В основе всех реальных инноваций – решения, основанные на законах физики. Часть наукоемких инноваций – это итог работы физиков. Модная сейчас нанотехнология – это использование результатов квантовой физики. К сожаленью, на государственном уровне принимаются противоречивые решения для реализации политики инновационной России. Например, уменьшение роли физики в СОШ (ЕГЭ по физике считается не обязательным), отсутствие физики в качестве вступительного испытания в ВУЗы на естественно-научные направления и т.д.

Физика стоит на пороге больших открытий, подобных открытию атомных и ядерных законов, приведших к новому мировому технологическому укладу. Это связано с темной материей, темной энергией в космологических масштабах, открытий, подобных открытию бозона Хиггса на большом адронном коллайдере и др. Все это приведет к новой физике, к новым технологическим приложениям и к новому технологическому укладу.

Считаю, что быть физиком в наше время это очень актуально и важно. Физика всегда интересна, можно ею профессионально заниматься во всем мире – и в Якутске, и в центральных городах России, и за рубежом. Могу привести такой пример: Татаринов Айсен, выпускник РЛИ, призер всероссийских и международных олимпиад по физике, выпускник МФТИ (г.Москва), сейчас аспирант университета в штате Техас (США), является соавтором открытия бозона Хиггса на БАК ( примечание: открытие бозона Хиггса стоит в одном ряду с величайшими фундаментальными научными открытиями физики частиц, а Большой адронный коллайдер обладает возможностями переписать современные учебники физики). Есть и обратные процессы - недавно один студент-физик из Индии изъявил желание пройти практику в г. Якутске на базе ИКФИА СО РАН.

- Считается, что почти исчезли студенты, которые искренно интересуются физикой, как наукой? Как Вы считаете, это действительно так? Возможно, поэтому в СВФУ не открыты специальности магистратуры по физике?

- При таком подходе государства к физике (см. выше) конечно есть негативные тенденции. Тем не менее, каждый год к нам в ФТИ поступает определенное количество сильных учащихся, увлеченных физикой. Большее количество учащихся поступают в центральные ВУЗы. Т.е. в целом такие студенты из Республики Саха(Якутия) в России есть.

В ФТИ подготовлены две ООП магистратуры: по физике и по радиофизике. Ждем лицензирование этих ООП, чтобы объявить набор.

- У Вас всегда есть Ваши ученики, аспиранты, которые успешно защищаются, где они остаются? Всегда ли есть у них возможность трудоустроиться?

- У меня защитились два аспиранта, одна из них работает в НИИМ СВФУ, у меня на кафедре не было вакансии, одна работала на кафедре, но ей сделали предложение с гораздо лучшими условиями, и она перешла на другую работу. В целом, имея профессию, связанную с физикой (физик. радиофизик и др.) при желании всегда можно трудоустроиться, компетенции этих профессий охватывают широкую область – естественно-научную, инженерную, информационную, гуманитарную, управленческую и др. Поэтому физик всегда востребован. Поэтому, готовя физиков мы готовим молодых людей для науки, образования, наукоёмкого производства, бизнеса на основе фундаментального образования, способных адаптироваться. Кстати, это способность физиков адаптироваться привела в свое время к массовому уходу мужчин – учителей физики из школ, потому что они были поставлены в условия выживания. В школе в виду сокращения часов физики, как профессионалы они не могли обеспечить себя (свои семьи) заработной платой. И они нашли себя вне школы, к сожаленью.

- Ваши разработки и работы Ваших коллег, учеников, особенно в последнее время, насколько повлияли на нашу жизнь? Например, в статье, которая вышла еще в 2005 г. в журнале «Наука и образование»: «Грозы в Якутии и их влияние на магистральные трубопроводы», говорится о том, что во время грозы на расстоянии менее 7 километров от трубопроводов человеку и всему живому опасно находиться, правильно ли мы поняли? Принято ли это открытие во внимание?

- Основной результат, изложенный в этой статье, в том, что впервые в зоне многолетней мерзлоты проведены натурные измерения электрических токов (наведенных), возникающих в линиях передач (в данном случае это был трубопровод) при близких разрядах молнии. Под линиями передач понимаются длинные тонкие проводники, с этой точки зрения трубопроводы, линии электропередач, проводные линии связи, железнодорожные рельсы все одинаковые. Для трубопроводов опасным является прямой удар молнии. А вот наведенные грозами токи и напряжения очень опасны для проводных линий связи, кабелей. В этом же журнале в 2006 г. опубликована другая статья, где мы излагали результаты измерения токов в трубопроводе, наведенных геомагнитными возмущениями. Вот эти токи и являются опасными для трубопроводов, вызывая электрокоррозию и тем самым уменьшая срок службы. Эта работа гораздо более известна, на нее есть ссылки в российских работах. Мы пытаемся доказать актуальность наших постановок и наладить взаимодействие с Якутскэнерго, чтобы начать измерения таких геомагнитно индуцированных токов в силовых трансформаторах электростанций. Дело в том, что такие токи могут быть причинами выхода из строя этих трансформаторов, что повлияет на нас жителей республики. В Канаде в марте 1989 г. произошла такая авария во время магнитной бури, провинция Квебек 9 часов сидела без электроэнергии.


Лабораторная модель дезинтегратора1.jpg
Лабораторная модель дезинтегратора.
Патент на изобретение полезной модели
зарегистрирован 20 января 2013г.
Патент бриллиант Тимур1.jpg
Патент на изобретение.
Бриллиант "Тимур", зарегистрирован
10 ноября 2007г.

 

Фото бриллиант Тимур1.jpg
 Бриллиант "Тимур"

- Считаете ли Вы финансирование Вашей области в науке, достаточным?

- Мои основные научные направления - механика, математическое моделирование региональных проблем, влияние космической погоды. Финансирование по ним – это итоги участия в конкурсах. По каждой из них ежегодно с моими исполнителями выполняем какие-то гранты и проекты. В принципиальном плане лучше всего поставлена работа в РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований), но, к сожаленью, размеры выделяемых грантов невелики. Недавно в рамках реализации реформы российской науки созданы новые структуры ФАНО и Российский научный фонд, может они решат проблемы финансирования фундаментальной науки. Неплохие объемы финансирования шли по ФЦП (федеральные целевые программы) в Министерство образования РФ. Кафедра теоретической физики вместе с ИКФИА СО РАН выполнили 2 проекта ФЦП «Кадры», но сейчас судьба этой ФЦП непонятна. В 2020-12 гг. в рамках комплексного проекта СВФУ и АЛРОСА мы выполнили три работы по новому для нас направлению – обогащение полезных ископаемых.

gr2.jpg

За 2009 – 2013 гг. кафедра теоретической физики выполнила НИР по грантам, проектам, хоздоговорам на сумму 45 млн. рублей. Для маленькой кафедры (8 ППС, 2 УВП) это вполне приличная сумма. Отмечу, что все это – средства, привлеченные из внешних источников в СВФУ. Наверное, это был верхний предел по финансированию. На большее не хватает ресурсов.

- Профессор МГУ Симон Шноль считает, что у нас в России «уникальная научная цивилизация» именно в области физики. Как Вы считаете, какие перспективы у наших российских ученых-физиков? Как Вы оцениваете состояние отечественной физики в мировой научной среде?

- У наших российских ученых-физиков хорошие перспективы – инновационное развитие России будет определяться достижениями физики, это рано или поздно поймут в России. А если нет востребованности в России, то границы сейчас открыты для всех, заграницей давно поняли предыдущий тезис.

Несмотря ни на что, состояние отечественной физики в мировой научной среде находится на высоте. Далеко ходить не надо, в Якутске работает несколько физиков в области космофизики, широко известных во всем мире, с запредельными индексами цитирования (Е.Г. Бережко, Г.Ф. Крымский и др.). В целом, по России по всем направлениям физики есть достижения мирового уровня.

Блиц-опрос:

-Ваше состояние духа в настоящий момент?

-Бодрое.

-К каким человеческим порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?

-Ко многим человеческим порокам отношусь спокойно.

-Ваша самая характерная черта?

-Затрудняюсь ответить.

-Что вы больше всего цените в Ваших друзьях?

-Верность и надежность.

-Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?

-Женственность.

-Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?

-Мужество.

-Какое Ваше любимое занятие?

-Наука.

-Ваш любимый цвет?

-Белый.

-Ваши любимые поэты?

-Поэзией не увлекаюсь.

-Любимый литературный герой?

-Нет такого.

-Способность, которой вам хотелось бы обладать?

-Играть в шахматы.

-С кем из ныне живущих людей Вы хотели бы встретиться?

-Clayton R. Paul (США), Risto J. Pirjola (Финляндия)


Материал подготовила Алена Иванова,

Отдел по развитию корпоративных сайтов.