Рустам Каженкин-Арчы Уола
Продолжая мысль профессора Г.П.Башарина можно сказать, что двадцать первый век для нас – это открытость и объективность развития университета.
Блестящий выпускник Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации, молодой поэт Рустам Каженкин-Арчы Уола удостоился чести вступить в ряды Союза писателей России. Представляем вашему вниманию интервью с поэтом и педагогом.
- Рустам Николаевич, расскажите, пожалуйста, о начале вашего творческого пути? Что вас сподвигло выбрать путь в мир поэзии и литературы?
Прежде всего, на выбор жизненного пути повлияла моя Адычинская школа Верхоянского района. Замечательные учителя, такие как В.С. Слепцова, М.В. Васильева, Р.С. Чирикова и т.д. Я рос в семье зоотехников, где конечно было мало книг, зато моя мать постоянно подписывалась на республиканскую газету «Кэскил» - компас в мире искусства и литературы для начинающих писать стихи и прозу. Было дело, когда начал писать на русском языке, думал, что так легче и лучше получается. Потом перешел на фольклорные формы и темы. Вообще, я очень люблю эти формы. В них присутствует некая гармония формы и содержания - нельзя в фольклоре бросить форму и всецело руководствоваться только содержанием и наоборот. В газете «Кэскил» увидели свет мои первые публикации. Мои стихи отвезла и дала в печать моя учительница Попова М.А. Потом – ВУЗ, но это уже отдельная история.
«Зри в корень», - сказал Козьма Прутков, и если покопаться в корнях, то у меня по линии матери есть олонхосуты и алгысчыты, которых до сих пор помнят местные старожилы. А по линии отца - кузнецы. Также отдельно надо выделить, наверное, мое родство со Слепцовыми Таттинского района. Так, моя прабабушка и мать Платона Ойунского – родные сестры...
- Что вас связывает с университетом? Расскажите о студенческих годах.
Прежде всего – это Сэргэлээх. Всегда такой задористый, бурный и, в то же время, вызывающий весьма тонкие ассоциации. Я с третьего курса жил в общежитиях. А их в то время было немало. За годы студенчества успел пожить и в 17-м, и в 18-м, и даже несколько дней, в новом 68-м корпусах. Естественно, лучше всего нам чувствовалось в 17-ом. Не потому что он технически лучше, а потому что там царила очень творческая атмосфера – только представьте, студенты ФЯФиК и АГИКИ! Нам так там понравилось, что даже когда сказали, что мы должны переехать в другие корпуса – мы не согласились. Дело дошло до ректора. Мудрым оказался ректор А.Н.Алексеев, который трех делегатов от 17-го корпуса со 150 подписями против переселения принял как равных, разговаривал и уже не требовал, а просил понять положение дел. Мы эту встречу запомним надолго.
Учились мы в КГФ. Представьте, каждое утро в лучших традициях якутской зимы отправлялись кто пешком, кто на автобусе до места учебы. В этом тоже было что-то необычное, что-то свое.
Преподавателей хочется вспомнить, таких как к.ф.н. В.А.Ноговицын, к.ф.н. Ю.И.Васильев, к.ф.н. М.Н.Дьячковская... Их сейчас нет среди нас, но я уверен, что они живут в памяти и сердцах многих сотен и тысяч их студентов, в том числе и у нас.
Мы также считаем себя счастливыми, так как учились у таких мэтров как Василий Никитич Протодьяконов, Николай Николаевич Тобуроков, Варвара Борисовна Окорокова, Гаврил Гаврильевич Филиппов, Елисей Кириллович Иевлев и многие другие. Для нас это не просто имена хороших преподавателей, это имена-спутники, имена-звезды.
Еще одна моя гордость – мои однокурсники. Ну, где еще найдешь таких как Гаврил Андросов (ныне заместитель председателя правления Союза писателей Якутии), Варвара Оконешникова (корреспондент газеты «Эдэр саас»), Аграфена Кузьмина (прозаик, корреспондент газеты «Саха сирэ»), Надежда Ильина (поэт, корреспондент газеты «Эдэр саас»), Петр Константинов (один из первых радио-ди-джеев радиостанции «Киин», наш «золотой» голос), и многие другие...
Наш подарок университету – песня «Эн миигин умнумаар Сэргэлээх» на мои слова и музыку Иннокентия Васильева.
- Кто является вашим духовным и жизненным наставником?
- Слово “наставник” тут не к месту. Есть такие люди, судьба которых не может не восхищать – наш Василий Никитич Протодьяконов, доцент СВФУ (ЯГУ); Варвара Борисовна Окорокова, д.ф.н., профессор СВФУ (ЯГУ); Галина Семеновна Попова-Санаайа, к.п.н., профессор СВФУ и многие другие.
Поверьте, мой жизненный путь на протяжении перевалов «детство и отрочество» не был устлан цветами и не всегда солнце светило так высоко и тепло. В такие моменты судьбы, жизненный путь этих людей всегда помогал принимать правильные решения, отстаивать свою гражданскую позицию. Я же теперь уже знаю, что тогда был прав.
- Есть ли у вас литературные идеалы?
- Вообще, мне кажется, что на генетическом уровне идеал каждого якута – олонхо. Сейчас очень много исследований проводится по этому поводу. Мне ясно одно, что олонхо - это не только произведение, которое спасало от длинных суровых ночей Якутии, но это еще и кодированная философия культуры северных этносов. Почему кодированная? Потому что, опять-таки, мне кажется, что данное эпическое произведение сегодня не «работает» во всю силу и мощь, которая в ней заложена. Есть среда, в которой олонхо должно развиваться, есть определенная последовательность, по которой оно развивалось и достигло таких “вершин”.
- Что и кто вас вдохновляет на творчество?
- Моя Якутия. Ее неординарная история с множеством белых пятен, ее герои, люди, без труда и судьбы которых, Якутия не имела бы современный облик.
Еще один вдохновитель – моя жена, человек с которым связано очень многое. Меня порой упрекают в том, что у меня мало поэзии о любви. Но ведь, число только напечатанных работ не может говорить о том, что их мало? Не так ли...
- Какими вы видите рубежи развития якутской поэзии?
- Современная поэзия – это стихия, свободная и порой непредсказуемая. Здесь и благородные, вековые волны поэзии Натальи Харлампьевой, Елены Слепцовой-Куорсуннаах, Ольги Корякиной-Умсуура, Натальи Михалевой-Сайа. Также нельзя не обойти взором длинные непрерывные волны, будь то поэзия Ангелины Шадриновой, Яны Байгожаевой, Гаврила Андросова, Елизаветы Мигалкиной, и многих других. Здесь же бурлит, так и плещет волна юных поэтов – Ангеллы Поповой, Константина Каженкина-Архаан, Петра Ворогушина, Александры Поповой и многих других талантов.
Вообще, я думаю, что поэзия будет развиваться также свободно. Однако, к понятию свобода надо относиться с осторожностью, как к огню. Я, например, придерживаюсь канонов литературы, их исконных и если новых, то выдержанных форм.
- В современном обществе остро стоят вопросы духовного развития молодежи. Каких идеалов и принципов нужно придерживаться, чтобы заполнить сферу духовности.
- Духовность – это язык, он впитывается с молоком матери, поэтому роль семьи, причем сельской семьи, в становлении личностей стоит очень остро. Возьмите любого успешного как человека якута – все они из села. Не надо ждать государственные программы и проекты, надо ехать в село, сделать так, чтобы село стало привлекательным. А кто это сделает – тойоны и государство? Нет. Это должны сделать мы – обычные граждане. Сколько примеров того, когда из-за только одного человека, его настойчивости, несгибаемости, а главное любви ко всему родному – сдвигались горы, становились поколения. Я не говорю о таких больших людях, которые известны всем и вся. Их сотни. Я говорю о тех, про которых когда рассказывают, порой и имени не знают, но знают их дела. Их тысячи. Надо быть инициативным, и САМОМУ делать, начинать инициирование.
- Где вы работаете и почему выбрали именно такую сферу деятельности?
- Я учитель. Хотя, когда учился в университете, принадлежал к числу студентов, которые напрочь отказывались идти в школу. Есть же такое понятие - «так получилось». Вот и в этом случае. Однако я вместе с семьей осознанно сделали выбор в пользу школы и села. Мы начали свой педагогический труд именно с села. Вы знаете, теперь, имея за плечами семь лет педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что начинать с села – это не только выгодно, но и полезно.
Нынче работаю в школе “Айыы Кыhата”. Очень нравится работать с детьми, быть в постоянном поиске идей и мыслей. Бывает, что устаешь, но совместный поиск нового, еще неизведанного – делает свое дело, усталость быстро снимается.
- Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
- Выпустить книгу. Первая книга вышла в 2007 году. Срок солидный.
- Ваши пожелания коллективу и студентам СВФУ.
Университет – понятие объективное. Хотелось бы, чтобы все начатое во благо развития университета сохраняло свою позицию. Продолжая мысль профессора Г.П.Башарина можно сказать, что двадцать первый век для нас – это открытость и объективность развития университета. Поэтому желаю коллективу плодотворной работы, новых творческих свершений, не забывать о преемственности и о корнях. Студентам – всегда быть бодрыми, жизнерадостными, любимыми и любящими, всегда поющими!
Автор: Мария Прокопьева,
Отдел по развитию корпоративных сайтов СВФУ