Личности

Данил Николаев

С мечтой о самолетах и любовью к науке

Новый директор Физико-технического института СВФУ Данил Николаев рассказал сайту «Наш университет» о своем пути в науке, личной жизни и о том, как английский помог увидеть мир еще в 90-ые годы.

 Данил Николаев

Я родился и вырос в нюрбинском селе Чукар. Мне с детства нравилась техника: я любил смотреть на пролетающие самолеты – мне было интересно, как они летают, с отцом много времени проводил на речном грузовом теплоходе, у меня был мотоцикл «Минск». Я много читал, одалживая книги в библиотеке в сельском доме культуры. Преимущественно читал научную фантастику, особенно после выхода многосерийного фильма «Гостья из будущего». Видя мои интересы, родители оформили подписку на журналы «Юный техник» и «Техника-молодежи». Собирал модели и мечтал о самолетах, параллельно увлекался астрономией. Мой учитель физики Виктор Алексеевич Алексеев одалживал мне школьный телескоп, и я наблюдал за планетами и звездами на небе.

Надо сказать, у меня были хорошие учителя в школе, я им очень благодарен. Виктор Алексеевич учил и меня, и моих родителей. Также большую роль сыграли преподаватели математики Валентина Никифоровна Степанова и Яков Сергеевич Алексеев.

В семье нас четверо детей. Я – старший, за мной – три сестры. Отец у нас работал в сфере торговли, мама по состоянию здоровья была домохозяйкой. Поскольку отец часто по работе уезжал, мужские обязанности по дому рано легли на мои плечи.

Мы все не ходили в детский сад, хотя родители специально так не планировали. Когда я пришел в школу, никого не знал, а остальные ребята все между собой уже общались, но это не помешало мне влиться в коллектив класса. Я никогда не был отличником, но учился без троек. С одноклассниками сейчас общаемся через WhatsApp, у некоторых уже внуки подрастают.

Родители всегда говорили нам, что нужно старательно учиться. Все мы получили высшее образование: две сестры стали учителями физики и информатики, а одна – врачом, и все работаем по полученным специальностям.

После школы я планировал поступить в Красноярский институт космической техники, мечтал стать инженером-конструктором, строить ракеты. Я окончил школу в 1994 году, в то время с деньгами в семье было сложно. Многим тогда задерживали зарплату, продукты продавали по талонам. Помню разговоры родителей на кухне о том, как прокормить нас, детей.

Так что решили, что мне лучше поступать на учебу в Якутске – у нас там были родственники. Поэтому я выбрал физфак Якутского государственного университета. Конкурс по направлению «Радиофизика и электроника» был четыре человека на место. Но, честно говоря, я внутренне протестовал из-за того, что меня не отправили в Красноярск, поэтому не горел желанием поступить. Когда опубликовали списки поступивших, я был на 21 месте из 18, и даже в глубине души обрадовался. Но несколько ребят, которые были в списке передо мной, забрали документы, и я стал студентом.

 

Студенческие будни физфака

У нас в группе из 18 человек была лишь одна девушка. Из первоначального состава дипломы через пять лет получили всего шесть человек, так что можно сказать, что мы прошли через огонь, воду и медные трубы.

Мы учились в Главном учебном корпусе ЯГУ. До сих пор, когда я захожу туда, чувствую студенческую атмосферу. Для меня это настоящий храм науки.

В середине учебы мы переехали в только что построенный КФЕН. Помню, как мы перетаскивали тяжелые приборы и завидовали математикам, которым нужно было таскать только компьютеры.

В школе я учил французский язык, а в университете начал изучать английский с нуля. Я с благодарностью вспоминаю моих преподавателей – Любовь Ивановну Шерстову и Альбину Самсоновну Дмитриеву.

Знание английского языка открыло передо мной много дверей. На третьем курсе во время прохождения практики меня «прикрепили» к новому люминесцентному спектрометру. Я перевел его документацию на русский язык и параллельно снимал спектры алмазов. Позже, благодаря знанию языка, меня отправили в Южную Корею в Международный лагерь ЮНЕСКО. До этого за границу обычно отправляли только студентов факультета иностранных языков и экономистов. А в 1997 году решили – давайте отправим студентов из других факультетов. Вместе со мной в Сеул поехали на тот момент замминистра молодежи РС(Я) Афанасий Иванович Ноев и студент из Мирнинского политехнического института Алексей Рыжков. Мы были единственными представителями России, так что представили не только свою республику, но и всю страну: пели «Катюшу», привезли национальные якутские костюмы.

Весной 1999 года, перед защитой, меня вместе с одногруппником отправили выполнить часть дипломных работ в Институт неорганической химии СО РАН, который находится в новосибирском Академгородке. Мы повезли с собой для исследований технические алмазы – прямо в карманах.

Мне очень понравилось в Академгородке, я влюбился в его особую научную атмосферу. Мы жили в общежитии физфака Новосибирского госуниверситета и везде – в столовой, даже в душевой, слышали, как студенты разговаривают об учебе, науке, обсуждают теоремы и задачи.

 

В сердце Сибири

После защиты я был рекомендован в аспирантуру и благодаря моему научному руководителю Светлане Афанасьевне Смагуловой после поступления снова поехал в новосибирский Академгородок, в Институт физики полупроводников. Там я начал работать с должности техника, потом стал инженером-технологом, а после – младшим научным сотрудником.

Ехал я в Новосибирск с желанием остаться навсегда. Помню, встретился с Иваном Ивановичем Шамаевым – он отправлял сыну Эллэю, который тоже учился в Новосибирске, посылку. И когда Иван Иванович узнал, что я не хочу возвращаться, сказал, что я должен быть патриотом и развивать свою родину.

Уехать за рубеж я никогда не хотел и не планировал. Во время аспирантуры я несколько месяцев работал на физфаке Мюнхенского технического университета в Германии. Помню, в первое время меня поразили порядок и чистота. На остановках висели таблички с расписаниями автобусов, и они всегда приезжали точно в указанное время. Все там для меня было ново, интересно, с коллегами я побывал в Баварских Альпах, видел знаменитый замок Нойшванштайн, но меня тянуло в Новосибирск. И сейчас так же люблю этот город. Общаюсь с бывшими коллегами, стараюсь бывать там при возможности.

 

Через «mIRC» в родную Якутию

В 2007 году я женился. С супругой я познакомился в «mIRC». Живя далеко от родной республики, мне нравилось общаться на якутских каналах, слушать музыку.

Она работала в Научной библиотеке СВФУ и подрабатывала на радио «Саха Виктория» – по вечерам принимала там звонки. Мы начали переписываться, созваниваться, потом я приехал в Якутск, чтобы познакомиться, а после она переехала ко мне. В ноябре 2007 у нас родился сын.

Супруга сидела дома и сильно скучала по Якутии. У меня же в этот период закончился контракт младшего научного сотрудника, ползарплаты инженера-технолога уходило на аренду квартиры. Когда в 2011 году я получил диплом кандидата физико-математических наук, Светлана Афанасьевна пригласила меня в новую лабораторию – «Графеновые нанотехнологии». Мы не стали долго раздумывать и решили вернуться на родину.

Конечно, первый год после возвращения в Якутск был тяжелым. За все предыдущие годы я был здесь лишь дважды на короткое время. Мне пришлось заново привыкать к городу.

У нас один сын. Он интересуется математикой, а вот к физике его пока не очень тянет. Лучше всего у него получается с информатикой – он очень быстро составляет программы. И если по физике он просит помочь с задачами, с информатикой он справляется сам. Думаю, он пойдет в ИТ-сферу.

Я, скорее, лояльный отец – строгая у нас в семье мама. А вот со студентами я строгий преподаватель. Но справедливый – надеюсь, студенты со мной согласятся. Я сразу в самом начале своих занятий объясняю: «Кто работает, тот ест».

Естественно, как ученому, мне больше нравится наука, нежели преподавание. Самое сложное для меня – найти контакт со студентами. Когда просто читаешь лекцию, сразу видно, что они начинают засыпать. Поэтому нужно уметь их взбодрить. Я показываю на занятиях короткие видео из YouTube, рассказываю последние новости из мира технологий. Считаю, что время доски и мела прошло, нужно идти в ногу с современными технологиями.

Контракт на должность директора Физико-технического института СВФУ у меня на пять лет. На днях прошел ровно месяц, как я стал руководителем подразделения. Как вступил в должность, большинство сотрудников ушли в отпуск. Но работа в университете продолжается, так что мы постоянно на связи с заведующими кафедрами.

Коллектив института я знаю достаточно хорошо. Старшее поколение знаю со студенческих лет, а с молодыми сотрудниками помогло то, что в 2016 году я стал председателем профсоюзного бюро ФТИ и почти с каждым общаюсь лично.

Сейчас у нас есть планы по объединению кафедр. Уже в сентябре начнется процесс. Кроме того, есть и другие задачи – добиться, чтобы наши сотрудники, которые планируют защиту диссертаций, успешно достигли намеченных целей; оснастить учебные лаборатории, модернизировать образовательный процесс и другое.