Белолюбская Светлана Викторовна
«Польза, прочность, красота»: об архитектуре и не только
Доцент кафедры архитектуры и городского строительства Инженерно-технического института СВФУ Светлана Белолюбская рассказывает сайту «Наш университет» о том, как приняла Якутск и перешла из практиков в преподаватели, а также рассуждает о желанной с детства профессии – архитектора.
Я выросла и училась в Нижнем Новгороде. В студенческиегоды я познакомилась со своим будущим супругом – мы учились в одной группе. Вышла замуж и приехала с ним в Якутск в 1975 году. Это было очень романтичное время, все с удовольствием перемещались по стране, поэтому я даже не думала о том, чтобы не поехать за мужем«на край света».
В первый раз я приехала в Якутию в 1973 году. Было жаркое лето. Сразу пошли в проектный институт знакомиться с местом нашей будущей работы.Помню, мы шли через площадь Ленина, и было так жарко, что у меня возникало чувство, будто мы идем по раскаленной сковороде. Меня поразило тогда, что в городе нет цветови очень мало деревьев. Еще запомнились мрачные«цокольные этажи»новых каменных зданий.Якутск мне тогда не понравился. Потом мы поехали набыстроходном «Метеоре» по реке Лене на родину мужа в Покровск, а потом – в Красный ручей на Булус. И вот там была удивительная красота!
Привыкала к жизни в Якутске я очень долго – если честно, понадобилось 10 лет. У меня было чувство, что в Якутии есть только зима и лето. Спустя много лет научилась различать и весну, и осень. Первые годы мне очень хотелось уехать.Потом поняла, что муж хочет реализовать себя тут в родном городе, смирилась и всё, даже комары перестали кусать. Так что прожила я здесь в Якутии уже в два раза дольше, чем у себя на родине в средней полосе России.
Тяжелое, но интересное студенчество
Мне всегда нравилсное студенчествоось черчение, но у нас в школе была проблема с преподавателем. К нам приходил инженер с предприятия. Он, конечно, очень любил чертить – поворачивался к нам спиной,а всев классе занимались своими делами. Поэтому я считаю чудом, что сдала вступительный экзамен по черчению в институте, где были такие задания, которые мы и не проходили в школе.
Моя мама хотела, чтобы я была врачом.А ялюбила литературу и рисовала стенгазеты. Учительницапо русскому языку часто говорила: «Тебе надо учиться на архитектора». И это красивое название профессии запало мне в душу!
Конкурс в институт был огромный. Принимали всего 50 человек, две группы. Я поступила и закончила без всяких «академов».
Самым тяжелым для меня в студенчестве было вставать в шесть утра и ехать через весь город на учебу. Нижний Новгород –город большой, миллионный. Ехать на автобусе мне приходилось где-то час, с одного конца города в другой. Так что высшая математика на первом курсе первой парой – это было очень тяжелое испытание.
Институт находился в центральной части города, где стоит Кремль, и после занятий мы всей группой частосовершали прогулки, наглядно изучая историю архитектуры. На обмерную практику дружно ездили в Великий Новгород. Там мы работали по заданию реставрационной мастерской. Мне очень тамнравилось!Навсегда запомнилось наставничество известного ученого-реставратора Шуляк Любови Митрофановны.
О профессии
Архитектура – искусство создавать здания по законам красоты.
Профессия архитектора – это творчество, которое требует умения формировать пространственную среду для жизни и деятельности людей и хорошо понимать при этом конструктивное решение здания.
Во время учебы в институте наши мэтры от архитектуры нам всегда повторяли знаменитую триаду Витрувия: архитектура - это польза, прочность и красота. На первом месте в этой триаде стоят польза и прочность, а потом – красота.
И хотя мы воспринимаем здание с фасада, но всё начинается с понимания сути организации внутреннего пространства. То, как себя чувствует в здании человек, тоже задает архитектор.
Например, типовыехрущевские дома. В то времяэкономили на всем:мы попадали в помещения, где высота потолков всего 2,5 метра, где все по минимуму, как в вагоне поезда. И это породило индустрию малогабаритной мебели и сантехники.
Архитектор – универсальный специалист.Направлений в профессии много,но иответственностьза реализованный проект огромная.
Считается, что Архитектура – это мать всех искусств.Наши преподаватели говорили, что архитектор – это мужская профессия. В том смысле, что она, Архитектура, требует стопроцентного внимания к себе. Мужчина, как истинный воин, может позволить себе ни о чем не думать, кроме работы.
Но я не могу сказать, что женщины-архитекторы хуже, и сейчас у нас учится много девушек. Они хорошо выполняют работу, ответственны. Но, к сожалению, среди великих архитекторов все мужчины. Архитектура – ревнивая муза, ей нужно посвятить себя целиком.Своего подлинного мастерства архитектор достигает к 60 годам. Это та творческая профессия, в которой нет пенсионного возраста. Ты не можешь сесть и отдохнуть от нее, она всегда тебя будет беспокоить новыми идеями.
«Университет – это что-то высокое…»
Я поздно пришла в профессию преподавателя, после 40 лет, до этого работала архитектором-проектировщиком. Все случилось по воле судьбы. Сначала меня приглашали в комиссию на защиты дипломов. А потом предложили перейти в университет на постоянную работу. Я не сразу согласилась, как-то немного боялась.
Я думала, университет – это что-то высокое, храм науки, а мы, практики, делаем молчаливую рутинную работу. А тут надо говорить, преподавать!
В первый же год работы на кафедре, в 1995 году, меня отправили на курсы повышения квалификации в Москву. У меня там спрашивают педагогический стаж, я отвечаю: «Год». А они мне: «Значит, нет стажа». Вот такая строгая оценка.
Как показывает опыт работы, для подготовки и освоения новой дисциплины, нужно минимум три года.
Первое время я училась упрощать требования к чертежамстуденческихкурсовых проектов. Поначалумногоебыло сложно, но я подружилась с новой профессией.
А потом я занялась наукой: исследованием типологических особенностей православных храмов Якутии. Началось все просто. Когда в 1993 году в Якутии открылась епархия, меня начали привлекатьк реставрации старинных храмов и строительству новых. А когда начинаешь интересоваться историей любимого предмета, невольно собирается обширный материал. Диссертацию я защитила в 2011 году. Учиться никогда не поздно!