Личности

Надежда Александровна Саввинова

Советую тем, кто увлечен физикой и хочет связать с ней жизнь, заниматься, заниматься и заниматься

Беседы о физике: как живет Физико-технический институт СВФУ

Директор Физико-технического института СВФУ Надежда Саввинова руководит «мужским» подразделением уже десять лет и уверена: в этой науке есть место и женщинам, и мужчинам. О том, как любовь к обучению привела ее из Верхневилюйска в Новосибирск, а затем в якутский госуниверситет, Надежда Саввинова рассказывает сайту «Наш университет».


Как начинается любовь к физике

Я училась в Верхневилюйске в школе имени Исидора Барахова. Она славится своими традициями по физико-математическому образованию. В школе у нас всегда был культ образования, и уже в третьем классе я поняла, что буду поступать в один из ведущих вузов страны.

Родители мои – учителя. Мама вела химию, отец – математику. Видимо, и на генном уровне у меня была тяга к точным наукам. Родители работали в школе, в которой я училась, но именно в моем классе предметы они не вели. Пару раз дополнительные занятия у меня вел отец, на этом все. Тогда я, конечно, не хотела учиться у своих родителей, а сейчас жалею об этом. Родители меня поражают. Мама никогда долго не сидела по уходу за детьми, выходила на работу спустя два месяца после родов – а у нас в семье их было шестеро, три девочки и три мальчика. Я – старшая. Мы в шутку называли себя семьей Ульяновых – в семье, в которой вырос Владимир Ленин, тоже было шестеро детей. Когда мы поступили в вузы, они завели коров. Родители держали их, чтобы помочь нам выучиться.


Сначала я думала, что буду учителем

Мне всегда нравились математика и география. Потом в 6 классе у нас началась физика, и мне очень понравился этот предмет тем, что он дает ответы на многие «почему», объясняет, почему небо голубое и так далее. Видимо, у многих физиков любовь к предмету начинается так же.

После школы я поступила в Новосибирский государственный университет на физфак. Когда я в первый раз увидела знаменитый Академгородок после 8-го класса в летней физмат школе, он произвел на меня большое впечатление. В те времена бытовых трудностей не было. Общежитие давали, они были новые, максимум трехместные, находились рядом с университетом. Учиться было сложно, но именно в плане учебы. Там очень высокий уровень, уже тогда была достигнута система интеграции образования и науки. На 1-2 курсах проходили фундаментальные базовые дисциплины, а с 3 курса учились в академических институтах. Не сказать, что я была отличницей, но училась нормально. Риска быть отчисленной никогда не было, хотя пару раз были и завалы, не без этого.


Путь в науку и преподавание

Когда я училась в университете, всегда знала, что буду работать на родине. И всегда хотела этого. Так как я окончила престижный Новосибирский университет, думала, что мой уровень позволяет работать в якутском университете.

Попасть сюда было нелегко. Надо было доказать, что я могу работать здесь. Мне было тогда 22 года. Помог мне мой старший товарищ Иван Егорович Егоров – сейчас он директор НИИ математики. Он тоже учился в Новосибирске, окончил университет раньше нас и познакомил меня с проректором ЯГУ Николаем Сергеевичем Ивановым. В те годы выпускников распределяли на работу, и чтобы попасть в Якутск, я заранее получила отношение, чтобы меня распределили в якутский госуниверситет.

Попала я в итоге в лабораторию тепловой защиты, которая располагалась на улице Аммосова, там, где сейчас рядом находится компания MyTona (тогда здание было университетским общежитием сотрудников). Там еще находились межбиблиотечный абонемент, отдел патентоведения, другие лаборатории. В моей лаборатории как раз велись работы по внедрению новых теплоизоляционных материалов. Я занималась математическим моделированием – меня всегда это привлекало, и дипломная работа у меня была по этой теме. Экспериментальная физика, думаю я, все же создана для мужчин. Преподавать я начала в том же году. Николай Сергеевич уехал в командировку и попросил заменить его на лекциях по термодинамике. К первой лекции я долго готовилась. Пыталась читать так, как читали мне. После того, как я подменила Николая Сергеевича пару раз, он уехал на долгий срок, и мне пришлось закончить этот курс со студентами четвертого курса. Помимо лекций, я вела практические занятия. Мне нравится преподавать, и я ни разу не пожалела, что стала физиком, и занимаюсь научно-педагогической деятельностью.


Путь руководителя

Предыдущий директор института Иннокентий Алексеевич Голиков проработал 10 лет со дня основания ФТИ и пошел в качестве профессора на кафедру. Тогда уже ректором вуза стала Евгения Исаевна Михайлова. И у нас начался конкурс на должность директора. Я думала, что могу быть директором, и сама осознанно пошла на это. В коллективе никогда не было вопросов по поводу того, что руководит институтом женщина. Я пришла в университет в 1979 году, а на физфак полностью перешла в 1987 году, после окончания аспирантуры. Коллеги уже все меня хорошо знали.

В те годы у нас менялась система образования: от специалитета мы перешли к многоуровневому образованию

И это тоже принималось по-разному сотрудниками. Сейчас у нас 10 направлений бакалавриата, 5 программ магистратуры и 4 программы аспирантуры. Работают 8 выпускающих кафедр.

Появились инженерные и технологические направления, как прикладное развитие физики – те же электро- и теплоэнергетика, радиотехника. Есть у нас сейчас даже творческие направления – учим технологии гранильного мастерства и ювелирному искусству.

В 90-ые, надо отметить, конкурс в институт падал. Было время, когда в институте было больше девочек. Последние пять лет среди студентов стабильно больше парней. На некоторых направлениях учатся одни парни. Вообще же, набор в институт у нас всегда не очень большой, но стабильный. Самое популярное сейчас направление – энергетика. Сдающих экзамен по физике с каждым годом все меньше. Получается замкнутый круг: мало преданных, увлеченных физикой учителей, и мало детей выбирают такие сложные направления. Престиж профессии учителя сейчас не такой, как бы хотелось.


Набрать на учителя-предметника каждый год проблема

Сейчас нет таких детей, которые с детства хотят быть учителями. Видимо, нужны очень глубокие изменения, чтобы в корне поменять ситуацию. Зарплата у учителей неплохая, но те, кто получил педобразование, идут сначала учителями, а потом делают карьеру, особенно парни. Таких, кто всю жизнь остается в школе и дает детям знания, мало.

Чтобы изучать физику, в первую очередь, должна быть пытливость, желание докопаться до сути, найти ответ на свои «почему». И, конечно, усердие, трудолюбие. При этом нужна очень хорошая математическая подготовка. Без нее современную физику невозможно понять, все явления природы, процессы видятся в уравнениях.

Советую тем, кто увлечен физикой и хочет связать с ней жизнь, заниматься, заниматься и заниматься. Причем большую роль играет самостоятельное обучение. Кроме того, должны быть увлеченные учителя.

Справка:

Надежда Саввинова – доктор физико-математических наук, директор Физико-технического института СВФУ