Сергей Егорович Федоров
Если мамонта возродят, у него обязательно будут якутские корни
«Если мамонта возродят, у него обязательно будут якутские корни»
Живой мамонт во плоти остается мечтой ученых всего мира, но с каждой раскопкой все больше образцов и материалов дают реальную возможность ее осуществления. Ученые СВФУ являются одними из первых «на поле», ведь они работают в условиях вечной мерзлоты, которая отлично сохраняет клетки древних животных. В Международный день музеев мы узнали у старшего научного сотрудника Музея мамонта СВФУ Сергея Федорова о раскопках знаменитого «Мамонта с кровью», как с помощью кино о находках узнал весь мир и каким образом будет развиваться мамонтовая тематика в Якутии.
Первые мамонтовые выставки
Ровно 10 лет назад, в мае 2011 года, меня пригласили на работу в Музей мамонта «поднимать» музейно-методическую работу на должность заведующего экспозиционным залом. Руководил тогда музеем известный ученый, основатель Музея мамонта Петр Алексеевич Лазарев, с которым я был знаком еще со времен работы в краеведческом музее имени Емельяна Ярославского, где проработал 17 лет. О Музее мамонта знал не понаслышке, так как в 2001 году принимал личное участие в постановке нынешней экспозиции Музея мамонта – вдвоем с Александром Кимовичем Антоновым, заведующим отделом природы краеведческого музея изготовили муляж Чекуровского мамонта в натуральную величину, сымитировав шерстный покров из лошадиных хвостов и грив, который является одной из визитных карточек Музея мамонта, и диораму «Вечная мерзлота».
С вхождением в 2011 году Института прикладной экологии Севера в состав СВФУ, Музей мамонта, на мой взгляд, приобрел второе дыхание
В это время ощущалась полная поддержка всех начинаний музея ректором СВФУ Евгенией Михайловой, которая, будучи вице-президентом Якутии, в период работы в правительстве республики курировала и поддерживала развитие мамонтовой тематики в республике.
Коллектив музея был полон энтузиазма и планов на будущее, но с чего-то надо было начинать. В том же 2011 году я встретился с менеджером АО «Сахаэкспомамонт» Иннокентием Пинигиным с предложением организации мамонтовой выставки в Южной Корее. На тот момент «Сахаэкспомамонт» имел большой опыт организации международных выставок в Японии, Тайване, Китае, в том числе самую успешную и в коммерческом, и имиджевом плане выставку головы Юкагирского мамонта на Международной выставке ЭКСПО-2005 в Японии, которую посетило свыше 7 миллионов человек. Общими усилиями была найдена принимающая сторона в Корее и в течение 2012-2013 годов в двух городах Южной Кореи была организована мамонтовая выставка. Большую помощь и в качестве одного из организаторов выставки выступил почетный профессор СВФУ, профессор Университета иностранных языков Ханкук Канг Дуксу.
Мечты о клонировании мамонта
В Центре биотехнологий SOOAM. Сеул, Южная Корея, 2012 г.
Думаю, памятный 2011 год предопределил направление работы музея на целое десятилетие. А началось оно с промозглого осеннего вечера, когда моя жена смотрела по НТВ передачу Сергея Малоземова – автора и ведущего рейтинговых программ «Еда живая и мертвая», «Чудо техники» – где он, подводя итоги уходящего 2011 года, стоя у вольера с клонированными собаками брал интервью в Сеуле у Хван Ву Сук, известного корейского ученого, который первым в мире клонировал собаку Снуппи в 2005 году.
В интервью Хван Ву Сук рассказал о своих достижениях и заявил на всю Россию, что его мечта – клонировать мамонта. Я тут же начал искать информацию о нем в интернете. Ее было много – противоречивой, порой скандальной, но никто не отрицал пионерной роли ученого в области клонирования собаки, которая считается одним из самых сложных объектов для работы. Вот так, достаточно прозаично и буднично, с телевизионной передачи, и начался очередной корейский этап эпопеи под названием «Клонирование мамонта». Первый этап, конечно же, японский, состоялся еще в 90-е годы прошлого столетия.
Взбудораженный информацией, на следующий день я поделился ею с коллегами. Проанализировав и взвесив «за» и «против», было решено связаться с организаторами предстоящей палеонтологической выставки и обсудить возможность встречи с ученым в Сеуле. В тот же вечер я позвонил в Корею организатору выставки Ки Джин Ли и получил утвердительный ответ. В декабре 2011 года состоялась первая встреча официальной делегации СВФУ с Хван Ву Сук в Сеуле и уже в 2012 году был заключен договор о научном сотрудничестве по проекту «Возрождение мамонта и других ископаемых животных» между СВФУ и Центром биотехнологий SOOAM.
Сергей Малоземов, автор фильма «Технология бессмертия» (2017): «Я совершенно неожиданно сам оказался вовлечен в проект по клонированию мамонта. Ученые из Якутии несколько лет назад увидели в новостях НТВ мой сюжет о южнокорейской лаборатории, которая успешно клонирует собак и койотов, а также мечтает клонировать мамонта. Когда в Якутии это услышали, то решили установить с корейцами контакт, и теперь они вместе каждое лето, когда оттаивает мерзлота, ездят в экспедиции и находят все новые туши, одна из которых, возможно, и послужит «оригиналом» для изготовления своей ожившей «копии». Во время съемок этого фильма я столько раз видел реальных, живых, здоровых клонов, что проект по воскрешению мамонта мне уже не кажется невозможным».
Дорога в кино
Съемки документального фильма Mammoth. Back from Death. Усть-Янский район, 2012 г.
Энтузиазма, энергии, желания привнести что-то новое в работу музея в это время было через край, и бурная деятельность начала давать свои плоды. После летней экспедиции по территории Верхоянского, Усть-Янского районов осенью 2011 года через общих знакомых на меня вышел корреспондент московского бюро информационного агентства Bloomberg Степан Кравченко и рассказал о компании Renegade Pictures из Великобритании, снимающей классные документальные фильмы и связал меня с продюсером Ливией Симока. Завязалась переписка, которая, несмотря на мой слабый английский язык, была весьма оживленной и продуктивной. В итоге было решено встретиться весной 2012 года в Сеуле, где она проведет презентацию своей кинокомпании, а я с Хван Ву Сук, в свою очередь, презентуем наш начинающийся саха-корейский проект по возрождению мамонта.
В марте 2012 года во время командировки в Сеул по выставочным делам наконец-то состоялась встреча в Центре биотехнологий SOOAM, на которой было решено начать съемки фильма уже в августе 2012 года
В итоге широкомасштабные съемки фильма «Mammoth: Back from Death. Мамонт: Воскрешение из мертвых» совместно с каналом National Geographic (2013) прошли на территории Верхоянского и Усть-Янского районов с привлечением ученых России, Кореи, США и Швеции, мировая общественность впервые узнала о существовании проекта по возрождению мамонта. Премьерные показы фильма с успехом прошли в Великобритании, Европе и США.
Малоляховский мамонт. Добраться до цели
Поздней осенью 2012 года экспедиция Музея мамонта после трудного полевого сезона и съемок фильма на местонахождении Муус-Хая готовилась к выезду на моторных лодках из села Казачье до поселка Усть-Куйга для вылета в Якутск. Шел снежок, по ночам наблюдали северное сияние. В один из вечеров в арендованную нами квартиру пришла группа местных жителей, которые на острове Малый Ляховский Новосибирских островов в августе обнаружили вытаивающие из мерзлоты останки мамонта, причем они сняли захоронение на видеокамеру телефона с комментариями. Все сгрудились вокруг планшета и, пересмотрев несколько раз отснятые кадры, пришли к выводу, что находка действительно может иметь большое научное значение. Тем более при туше, по рассказам искателей бивня, имелся хобот и парные бивни.
С начала нового 2013 года коллектив музея приступил к подготовке экспедиции на Новосибирские острова для раскопок мамонта. Рассматривались разные варианты доставки полевого отряда до места находки: вертолетной заброской; на ледоколе, доставляющем годовой запас продуктов и ГСМ на метеостанции, расположенных на северных морях; на моторных лодках искателей бивня по морю Лаптевых. Вертолетный вариант оказался чрезвычайно дорогим, и после переговоров с авиакомпанией нам пришлось от него отказаться.
Вариант с ледоколом казался наиболее предпочтительным и безопасным. Начали отрабатывать этот вопрос с Якутским УГМС, Архангельским морским портом, где приписано судно и откуда оно выходит в рейс по северным морям
На деле оказалось гораздо сложнее – множество согласований в разных ведомствах Москвы, Архангельска, опять же огромная финансовая составляющая организации заброски на остров. В один из таких дней мне приснился сон: приплываем мы на остров на ледоколе в августе, высаживаемся и видим на месте находки огромную яму, заполненную талой водой, а в ней плавает 1,5-литровая бутылка от Кока-колы, а в ней записка наших конкурентов. Содержание записки говорить не буду, но стало ясно, что мы опоздали – мамонта уже выкопали.
Придя на работу, рассказал про свой сон-вещун и нами было решено искать альтернативный вариант – в мае на снегоходах. Этот вариант оказался лучшим и привел к оглушительным результатам – полевой отряд Музея мамонта под руководством Семена Егоровича Григорьева с местными жителями раскопал хорошо сохранившиеся останки мамонта, который навсегда вошел в историю как Малоляховский мамонт или «Мамонт с кровью». Все сошлось в этом мамонте: и раскопки в холодное время года, выдалбливание останков мамонта единым мерзлым монолитом, и жидкость, вытекающая из ледяных пустот из-под мамонта… Но опять же выявил слабые стороны нашей подготовки – это прежде всего хранение и сохранение проб мягких тканей от места находки до лаборатории Музея мамонта, ведь длинный временной промежуток транспортировки и длительное хранение в леднике неизбежно ведет к еще большей деградации мягких тканей.
В этой связи хочется вспомнить свою музейную байку о том, как мы потеряли, возможно, реальный шанс клонировать мамонта. Свою фантастическую версию я рассказал группе известных российских писателей-фантастов во главе с автором «Ночного дозора» Сергеем Лукьяненко несколько лет назад. Как только был раскопан мамонт, в пробирку собрана вытекающая жидкость из-под животного, отобраны пробы со всех частей тела и помещены в специальный контейнер с жидким азотом для перевозки органов человека, по спутниковому телефону вызываем военный вертолет из Тикси, который через 3 часа приземляется рядом с нами, седой полковник кричит через бронестекло, перекрывая шум винтов: «Давай скорее, ребята, шторм надвигается!» Запрыгиваем на борт и вертолет уверенно берет курс через море на Тикси. Там уже стоит готовый к вылету рейсовый АН-24 «Полярных авиалиний» Тикси-Якутск и, под недовольное ворчание пассажиров, прождавших нас несколько часов, мы садимся в продавленные сидения образца 1984 года и натужно взлетаем. В Якутске же нас встречает усатый прапорщик спецсвязи, подает нам пронумерованный, прошнурованный журнал, где мы пишем: «Пробы мамонта с острова Малый Ляховский, количество пакетов, пробирка с кровью (?)» и расписываемся. И серебристый Боинг-737 незамедлительно берет курс на Москву, в один из научно-исследовательских центров страны, где с нетерпением ждут образцы. Я просто уверен, что оперативно, в наикратчайшие сроки доставленные образцы Малоляховского мамонта в одну из лучших лабораторий мира могли бы дать абсолютно другие научные результаты, нежели образцы мамонта, несколько месяцев пролежавшие в обычном подвале для хранения рыбы. В данном случае время и расстояния играли против нас и как сказала одна посетительница нашего музея: «В советское время за вами при такой уникальной находке прилетело бы сразу два вертолета!»
Второй снятый компанией Renegade Pictures документальный фильм «Woolly mammoth: The Autopsy» («Шерстистый мамонт: Вскрытие») про раскопки и исследование Малоляховского мамонта показал современное состояние и перспективы науки в области клонирования животных, а также поднял в обществе множество вопросов по правомочности вмешательства человека в природу, в том числе и биоэтические аспекты клонирования. Премьера фильма состоялась 23 ноября 2014 года на одном из главных британских каналов Channel 4. Почти одновременно, 29 ноября, премьерный показ этого фильма был в США на популярнейшем научно-познавательном канале Smithsonian Channel под названием «How to clone a Woolly Mammoth». Осуществилась наша мечта с Семеном Егоровичем Григорьевым, ставшим заведующим Музеем мамонта после кончины Петра Алексеевича Лазарева. Мечта немножко детская, чуть наивная: мы вдвоем с ним идем с чемоданчиком, где находятся пробы мамонта, в направлении лаборатории в новом здании Медицинской клиники СВФУ, под унтами хрустит искрящийся белый снег, а за нами идет съемочная группа Discovery или National Geographic и снимает – воодушевленных, полных надежд на возрождение мамонта. Мы даже представляли себе унты, которые будут на нас при съемках – у меня, у центральноякутского парня, из серого камуса, без изысков, а у Семена, уроженца Усть-Янского района – черные, блестящие, с «билэ»-шахматкой…
Мысли о будущем
Сегодня Якутия и научный центр «Вектор» работают над поиском палеовирусов
Верю ли я в клонирование мамонта? Да, верю, но это произойдет нескоро, не сегодня и не завтра, хотя технологии в мире развиваются очень быстро. На мой взгляд, возрождение мамонта, символа всех вымерших животных – это показатель уровня науки и передовых научных технологий в конкретной стране. Ну и, конечно, нельзя исключать коммерческую составляющую проекта в случае успеха, а ученый, который первым клонирует мамонта, навсегда войдет в историю золотыми буквами и получит, пожалуй, Нобелевскую премию. Возможно, первый мамонт появится в том или ином виде в Японии, Корее, США или Китае. Но я твердо уверен в том, что если когда-нибудь и где-нибудь на свете появится мамонт, он обязательно будет иметь якутские корни и исходным материалом для его возрождения будет образец мамонта из Якутии, где благодаря естественному холодильнику – наличию вечномерзлых пород трупные останки животных мамонтовой фауны доходят до наших дней в хорошей сохранности.
Справка:
Сергей Федоров – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Музея мамонта Научно-исследовательского института прикладной экологии Севера СВФУ.
Автор: Евгений Онуфриев
Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ, личного архива героя материала
Источник: «Наш университет»