Дмитрий Васильевич Филиппов
Автодорожный факультет гибко и своевременно реагирует на запросы рынка труда
27 ноября самому молодому учебному подразделению университета исполнилось 14 лет. В начале своей работы деканом, когда я еще страдал «юношеским максимализмом» и не мог знать обо всех подводных камнях высшей школы, мы представляли себе радужное будущее и были уверены в стабильности системы. В 2015 году на АДФ училось 627 студентов, мы строили большие планы, но попали в ловушку резкого сокращения бюджетных мест. Благодаря утвержденной стратегии развития, ориентированной на рост рыночного предложения, нацеленности на открытие программ специалитета и самоотверженному труду руководителей кафедр, образовательных программ и членов команды за пять лет удалось открыть семь новых программ: две программы специалитета, четыре программы магистратуры и одну бакалавриата, пройти две процедуры лицензирования и четыре процедуры госаккредитации.
Для восполнения кадровых пробелов мы пошли на привлечение доцентов и профессоров с рынка труда. Сегодня у нас трудятся и считают СВФУ своим «домом» преподаватели из Улан-Удэ, Омска, Хабаровска, Москвы, Индии. Конечно, свою роль сыграло и серьезное повышение заработной платы, об этом я не могу не сказать. Так, нам удалось немного увеличить контингент, сохранить кадровый костяк и при этом еще повысить качество обучения.
Сегодня на АДФ ведется подготовка квалифицированных кадров по 12 направлениям транспортно-дорожной отрасли, обучается около 700 студентов очного и заочного обучения.Учитываются региональные потребности в специалистах и в зависимости от спроса на кадры открываются новые образовательные программы. Этот процесс динамичен, уже в следующем 2021 году планируется открытие новой программы бакалавриата «Организация перевозок и управление на транспорте». Так, факультет гибко и своевременно реагирует на запросы рынка труда, ориентируясь при этом на возобновление классической инженерной подготовки на специалитете.
- Насколько востребованы выпускники АДФ на нынешнем рынке труда?
Обучение на нашем факультете является практикоориентированным. В последние годы постоянно стремимся расширять базу и географию производственных практик, которые существенно пополнилась крупными предприятиями горнодобычи, транспорта и дорожного хозяйства, обладающими крупным материально-техническим потенциалом, обеспечивающими закрепление теоретических знаний и освоение необходимых профессиональных компетенций. На протяжении нескольких лет по показателю качества производственных практик факультет заслуженно занимает лидирующие позиции в университете.
Это позволяет нашим студентам уверенно выходить в большое плавание и устраиваться на работу. Кстати, не обязательно по профессии. Большим успехом считаю трудоустройство ребят в крупные международные организации, прямо не относящиеся к транспорту, такие как ЗАО «Прогноз», ПАО «Алроса». Уверен, что это также плоды нашей политики по прохождению практики и адаптации студентов к работе в больших производственных компаниях (Мечел, Полюс Алдан, группа «ГАЗ», Кран-сервис). Простые сельские мальчишки расширяют кругозор, границы мировосприятия, интегрируются в другие культуры и избавляются от некоторых комплексов.
- Как кадровый приток оказывает влияние на показатели научной работы?
В 2015 году уровень остепененности профессорско-преподавательского состава составлял 39%. Сегодня этот показатель вырос до уверенных 50%. За пять лет были защищены одна докторская и четыре кандидатские диссертации. Но, к сожалению, не все связали свою судьбу с университетом. Это жизнь, и мы отнеслись к этому по-философски, с пониманием. Сегодня у нас есть четкое видение плана защит.
Прогресс в кадрах и приток новых специалистов оказали заметное влияние на показатели научной работы. Кратно выросло число научных публикаций. За последние два года вырос объем хоздоговорных научно-исследовательских работ, что свидетельствует о росте научного-экспертного авторитета автодорожного факультета. Наш полигон, созданный огромным трудом энтузиастов-инициаторов и поддерживаемый руководством университета, приобретает известность в национальных масштабах. О нем знают в Тольятти и Набережных Челнах, Ярославле и Нижнекамске – индустриальных центрах нашей великой страны.
- Как пандемия повлияла на работу факультета?
Пандемия не только ускорила цифровизацию и переход на дистанционную форму обучения, но и кристаллизовала кадровый состав. Мы теперь знаем, кто и чего стоит. А рутинная, колоссальная по объемам, героическая работа по подготовке аккредитационных документов в условиях коронавирусазакалила и сплотила наш коллектив.
- Расскажите о будущих планах работы АДФ?
16 декабря вышел приказ о выборах декана АДФ. Шесть лет пролетели как миг, факультетомпроделана огромная работа. За что я безмерно благодарен всему коллективу. Отдельно хочу сказать спасибо руководителям за стойкость характера и умелое управление на вверенных ответственных участках работы, за веру и приверженность корпоративной цели положительных преобразований и развития нашего факультета. Но все равно не покидает стойкое ощущение, что еще не все сделано, еще не все завершено. Поэтому я принял решение баллотироваться на второй срок. Есть идеи по модернизации воспитательной работы, развитию образовательной деятельности, укреплению лабораторий. Впереди нас ждут интересные события, структурные и кадровые изменения.
Автор: Нина Слепцова