Личности

Терентий Афанасьевич Корнилов

На любом этапе развития региона труд инженера всегда был востребован

- Как вы оцениваете деятельность института за годы его существования в части обеспечения региона кадрами?

- Специальность «Промышленное и гражданское строительство» была открыта наряду с геологией и горным делом в 1956 году на инженерно-техническом факультете. И это было связано с промышленным развитием нашей республики (ЯАССР) в 50-х и 60-х годах прошлого столетия. Наши выпускники вместе с геологами и горняками внесли весомый вклад в строительство промышленных поселков и городов, например, Мирного, Удачного, Айхала, Усть-Неры и других, крупных объектов алмазодобывающей промышленности. Особо следует отметить вклад инженеров-строителей (ПГС) в развитие столицы республики в 70-е и 80-е годы.

Это, в первую очередь, внедрение крупнопанельного домостроения и кардинальное решение проблемы обеспечения жильем городских жителей. Тогда крупными строительными предприятиями руководили наши выпускники Спартак Борисов, Александр Берш, Вениамин Судачен и многие другие.

Отдельно следует отметить простых сельских строителей. В те времена практически в каждом совхозе работали прорабами и мастерами наши выпускники, и многие школы, сельскохозяйственные постройки и другие объекты были построены благодаря им. В конце 70-х и начале 80-х годов многие выпускники были направлены на строительство БАМ и города Нерюнгри. Практически за короткий период с нуля был построен город со 100-тысячным населением.

В 90-е годы на инженерно-техническом факультете были открыты специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Производство и применение строительных материалов и конструкций», «Технология деревообработки». И это было связано с нехваткой специалистов в этих областях, внедрением новых технологий в инженерном обеспечении зданий, производстве материалов и деревообработке.

При переходе на рыночные отношения наши выпускники были одними из первых, кто организовывал, несмотря на экономические трудности, свои проектные и подрядные предприятия различных форм собственности. В 90-ые годы впервые с использованием технологии монолитного домостроения были построены учебные корпуса нашего университета, Национальный центр медицины РС(Я), якутский театр и многие здания, которые и в настоящее время украшают Якутск. Сегодня в Якутске и других населенных пунктах построены и строятся прекрасные жилые дома повышенной этажности и объекты общественного назначения с современным инженерным обеспечением, и это все благодаря труду и знаниям наших выпускников.

В середине 2000-ых годов было открыто новое направление «Землеустройство и кадастры». Земельные вопросы в любом обществе являются главенствующими и требуют правильного юридического и экономического подхода. По данному направлению инициатором открытия специальности Екатериной Афанасьевной Архангельской были поставлены задачи по использованию студентами современных компьютерных технологий, в том числе ГИС. Сегодня выпускники этого направления успешно работают специалистами в управлениях муниципальных образований и землеустроительных компаниях республики.

Вклад выпускников инженерно-технического института и других технических подразделений университета в социально-экономическое развитие республики и Дальневосточного региона огромный. На любом этапе развития региона труд инженера всегда был востребован.

 

- Какие планы имеются по развитию инженерного образования?

- Основные тенденции развития современного мира связаны с активным использованием IT-технологий и автоматизацией процессов. В сфере строительства, начиная от проектирования и до эксплуатации здания, должна использоваться технология информационного моделирования зданий.

При строительстве зданий и уникальных объектов применяются новые технологии монтажа, например, 3D-принтеры, высокопрочные бетоны и сталь, энергоэффективные теплоизоляционные материалы и светопрозрачные конструкции. В части инженерного обеспечения зданий развитие направлено в сторону повышения комфортности проживания (благоприятный температурно-влажностный режим в помещениях, рекуперация воздуха, очистка воды и т.п.), полной автоматизации эксплуатации зданий, дистанционного управления жизненным циклом, использования альтернативных источников энергии. И, конечно, мы учитываем современные требования при обучении наших студентов. Сегодня инженер-строитель и архитектор должны владеть знаниями и навыками по BIM-технологиям, хорошо ориентироваться в современных технологиях строительства энергоэффективных и «умных» зданий.

Информационные технологии также широко и активно применяются в землеустроительной деятельности: цифровые измерительные приборы, использование космических съемок, ГИС-технологии, базы данных и т.д. Будущий кадастровый инженер должен владеть знаниями и навыками в этих областях, без которых сегодня трудно представить работу в этой сфере деятельности.

Использование древесины как экологически чистого материала в мебельной промышленности и строительстве в XXI веке далеко шагнуло за пределы реального. Это, прежде всего, связано с возможностями современного производства материалов и конструкций (многофункциональные станки с ЧПУ, высокопрочные клеи и так далее).

В Норвегии, например, построено здание высотой 85,4 м с применением клееного бруса и панелей из поперечно-клееной древесины. И сегодня наша задача – не отстать по этому направлению подготовки (технологии деревообработки). А это требует развития материально-технической базы, наличия и привлечения квалифицированных преподавателей, прохождение практики на современных производствах, в том числе за рубежом.

Еще одним из перспективных направлений подготовки является прикладная механика. Это, прежде всего, связано с развитием высокотехнологичных производств с использованием автоматизированных и робототехнических систем.  

Сама система образования, технологии обучения становятся другими, мы внедряем принципы устойчивого развития, зеленых стандартов, вместе с тем и технологии системного мышления. И здесь очень важно учитывать и ориентироваться на региональный спрос, важно все: глобальные изменения климата, условия и требования строительства на севере, уровень и потенциал социально-экономического развития региона.

Студентов, будущих инженеров, мы должны учить также имитационному моделированию всех сценариев, вариантов решения поставленной задачи, учить принимать решение на основе системного анализа при неопределенности. И потому наша главная задача сегодня – дальнейшее развитие по всем направлениям в прошлом году созданной цифровой лаборатории моделирования.

Также обязательным в образовательном процессе становится привлечение студентов с младших курсов к исследовательской деятельности. Наряду с этим, мы не только внедряем образовательные технологии командной работы такие, как форсайт-сессии, хакатон, но и тесно сотрудничаем с производственниками, работодателями. Планируем сделать постоянным проведение с ними вместе workshop мероприятий для студентов и решать реальные производственные задачи, моделировать проблемные ситуации, как это мы делали с участием ДСК весной этого года.

- Расскажите, пожалуйста, как институт работает со школьниками, какие виды активностей предлагает ИТИ?

- Кроме традиционной профориентационной работы в школах, преподаватели института проводят олимпиады по черчению и компьютерной графике. Особенно следует отметить работу Малой архитектурной академии. В рамках республиканской архитектурной декады ежегодно проводятся мастер-классы для школьников и учителей, олимпиады по рисунку и архитектуре.

Особое внимание мы уделяем работе через социальные сети и СМИ, развитию сайта института. Современные школьники получают в основном информацию через средства активной коммуникации. Поэтому мы должны проводить больше профориентационных мероприятий для учащихся именно с использованием информационных технологий.

Школьники принимают участие в работе кружка «Технолог» и в экспедиции по изучению исторической архитектуры РС(Я). Отдельно проводится работа со студентами СПО – это вебинары и мастер-классы, подготовка студентов к чемпионатам профессионального мастерства WorldSkills. Ежегодно мы участвуем в организации проведения Дальневосточного конкурса «Я – инженер», в рамках которого в летний период проводятся образовательные мероприятия среди школьников.


Автор: Анна Байсакова