Личности

Семенов Сергей Иннокентьевич

Вместе мы делаем общее дело ради жизни и здоровья нации и всех людей

Ведущий научный сотрудник отдела научных основ приполярной (арктической) медицины научно-исследовательского центра Медицинского института Северо-Восточного федерального университета Сергей Семенов рассказывает, почему выбрал специальность врача-инфекциониста, вспоминает студенческие годы и советует молодым коллегам, на что обратить внимание в научной работе.

 

- Расскажите, почему в свое время вы выбрали именно медицину? 

- Мама тяжело болела туберкулезом легких: я был самым младшим ребенком в семье, поэтому контакт с ней был сильно ограничен. Мой брат, который старше меня на 10 лет, в год моего поступления в школу поступил на медико-лечебный факультет ЯГУ. Но, к сожалению, тяжелое заболевание не позволило ему учиться. Он долго лечился вдали от дома и при одной из редких встреч сказал мне слова, которые врезались навсегда в мою память: «Мать завещала, чтобы я стал врачом, но из-за болезни я не могу, станешь врачом ты, и мы выполним желание матери». И эти слова всегда сопровождали меня в трудные периоды учебы, работы по выбранной профессии.

Может быть, и поэтому у меня после окончания школы больших проблем с выбором будущей профессии не было. Я знал, куда пойду учиться: с восьмого класса целенаправленно готовился по тем основным предметам, по которым буду сдавать вступительные экзамены.

 

- Поделитесь впечатлениями от первых учебных дней в институте. Какие моменты студенчества вам запомнились больше всего и почему? 

- Первые впечатления, как и у всех первокурсников медицинских вузов, касаются учебы в анатомическом корпусе, работы с человеческими костями, скелетами. Мы должны были изучить каждую поверхность костей скелета, углубления, бугорки, куда должны прикрепляться мышцы.

В то время препараты были натуральными – настоящие человеческие кости, приготовленные для обучения студентов лаборантами кафедры нормальной анатомии. Потом препарирование трупов. На нашем курсе было 6 групп и для каждой группы для изучения анатомии человека полагалось по одному трупу. Препарировали мышцы, изучали каждую мышцу: от мышц черепа до пяток. Потом исследовали кровеносные сосуды, нервы, органы. Когда держишь в руках настоящий человеческий орган, понимаешь всю ответственность за принятие правильного метода лечения, от которого зависит здоровье и жизнь человека.

Также в памяти со студенческих времен у меня остались стройотрядовские воспоминания, когда дух романтики в нас формировал чувство товарищества, крепкой дружбы, настоящей любви.

 

- Расскажите подробнее о стройотряде, общаетесь ли вы сейчас с теми, кто был с вами в отряде?

- Стройотряд назывался «ЛУЧ». После первого курса ездили в поселок Матта Мегино-Кангаласского района. Строили коровник для отделения совхоза района. Работа была связана с плотницким делом, и мы получили навыки плотника, которые нам потом пригодились в повседневной жизни. 

Ребят на нашем курсе было мало, поэтому привлекали студентов медицинского училища. Также с нами были 2 подростка-старшеклассника. В то время стройотряды обязывали брать на себя ответственность за трудовое и нравственно-патриотическое воспитание молодежи. Это были школьники из старшего звена городских школ с подростковыми проблемами. По окончании школы они оба поступили в ЯГУ. Впоследствии один из них стал врачом, ныне успешно работает главным врачом в Бюро СМЭ (судебно-медицинской экспертизы) Минздрава РС(Я), второй окончил исторический факультет и успешно работает по выбранной специальности. 

На второй год мы съездили на стройки в поселок Усть-Нера Оймяконского района. Проводили бетонные работы, работы, связанные со стекловатой. Несмотря на физическую нагрузку, мы все равно находили время наслаждаться природой Усть-Неры, поднимались на горы трехтысячной высоты, окружающие поселок, любовались бурным течением горной реки Индигирки, пели песни у костра. 

Так как основной состав стройотряда состоял из однокурсников, мы тогда сильно сдружились и до сих пор продолжаем общаться. Бессменным командиром стройотряда был Афанасий Артемьев, он же был старостой нашей группы на курсе. Человек не по годам серьезный, ответственный, требовательный и очень трудолюбивый. Он выбрал специальность тоже под стать своему характеру – очень ответственную, трудную, тяжелую – хирурга. Благодаря его незаурядным организаторским способности вести дела с руководителями предприятий, которые давали нам работу, по тем советским деньгам мы получали адекватную хорошую зарплату, что помогало нам, бедным студентам, подготовиться к зиме, приобрести зимнюю одежду и полгода нормально питаться. 

Я всю зарплату отдавал бабушке, которая потом мне ежемесячно присылала часть из этих денег на пропитание. В то время мне и не было 20 лет, и я абсолютно не умел распоряжаться финансами. Стройотряд для нас стал школой жизни, научил преодолевать трудности, испытал на прочность, помог в становлении личности, что оказалось немаловажным для нашей будущей профессии.

 

- Какую специальность (факультет) вы бы выбрали, если бы сейчас были абитуриентом? 

- Также бы выбрал терапию, а специальность – инфекционные болезни. Работа инфекциониста дает возможность видеть результаты своей работы. Интенсивная терапия с этиотропным (противобактериальным, противовирусным и др.) лечением позволяет видеть выздоровление больного прямо через несколько часов. В практике много было случаев, когда доставляли на носилках больных, а через пару часов они сбегали домой.

 

- Расскажите о начале своего трудового пути, почему вы выбрали именно науку? 

- Моя трудовая деятельность началась в качестве врача-инфекциониста в отделении острых кишечных инфекций на 30 коек Якутской городской клинической больницы, которая располагалась в старом одноэтажном здании. Отделение острых вирусных гепатитов в то время находилось в поселке Марха, и лечением больных занимались врачи участковой больницы. Поэтому мы ездили два раза в неделю осматривать пациентов, оценивали состояние и проводили коррекцию лечения.

В начале врачебной деятельности из вирусных гепатитов мы знали только про инфекционный гепатит А и вирусный гепатит В. В конце 80-90-ых в науке произошел прорыв в области изучения и диагностики вирусных инфекций. Появился новый метод диагностики – так называемая ИФА (иммуноферментный анализ) диагностика.

Впервые к нам приехали ученые из Москвы, сделали забор крови у больных с гепатитами и проводили ИФА диагностику в лабораториях своих институтов. И тогда мы впервые узнали о других видах гепатита.

Затем на базе инфекционного отделения была открыта ИФА-лаборатория, где уже мы сами могли диагностировать гепатиты А, В, С и D. В это же время появились молекулярно-генетические методы обнаружения самих вирусов – ПЦР (полимеразно-цепная реакция) диагностика. Мы могли уже обнаруживать РНК и ДНК вируса в крови больного. До недавнего времени ПЦР исследования были доступны только в лабораториях известных институтов Москвы и Санкт-Петербурга. И мы периодически возили сыворотки крови в эти города.

Лично меня заинтересовало тяжелое течение заболевания вирусным гепатитом D (дельта) и высокая распространенность этого вида гепатита в Якутии. Работая врачом-инфекционистом в отделении и потом врачом палаты интенсивной терапии, я много общался с российскими учеными Москвы и Санкт-Петербурга по диагностике, ведению и лечению больных гепатитами В, С, D. Я начал систематизировать практический материал по клиническому течению больных с вирусными гепатитами D (дельта), проводить исследования сыворотки крови. По результатам исследования вирусологов лаборатории НИИ гриппа мы впервые в России обнаружили разновидность вируса дельта – 1 и 2 генотипы вируса. До наших исследований 2 генотип вируса дельта был известен только в Тайване.

Я защитил кандидатскую и докторские диссертации без отрыва от производства, работая лечащим врачом палаты интенсивной терапии инфекционной больницы Якутска, и продолжил научные исследования по всем имеющимся в республике вирусным гепатитам В, С, D, по их выявлению, диагностике, профилактике. На чисто научную работу ушел после защиты докторской диссертации.


- Как доктор наук, поделитесь, пожалуйста, опытом с молодыми коллегами – что было самым сложным в научной работе, на что нужно обратить внимание? В чем важность научной деятельности? 

- Наиболее важным является выбор темы для исследований. Необходимо изучать опыт зарубежных, отечественных исследований, иметь собственное мнение по решению данной проблемы, четко определить цель и правильно формулировать задачи.

Самым сложным является грамотный сбор материала для исследований, его правильная обработка и научная интерпретация. От этого зависят новизна работы, научно обоснованные выводы и практические значимые рекомендации. А самое главное – это самоотверженная любовь и преданность своему делу, умение, не считаясь с трудностями, добиваться поставленных целей, искать и находить пути решения проблем. Наука сближает людей, объединенных одной идеей, умение работать в сотрудничестве с другими учеными обогащает новыми знаниями, опытом. Вместе мы делаем общее дело ради жизни и здоровья нации и всех людей.


Автор: Туяра Павлова