Прокопьева Мария Михайловна
Без семьи человек не будет чувствовать себя счастливым
Уменьшение браков, снижение рождаемости и многочисленные разводы стали проблемой для института семьи. Профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ Мария Прокопьева рассказала «НУ_онлайн» о магистерской программе университета «Семейное тьюторство», социальных проектах для детей и их родителей.
- Расскажите о магистерской программе университета «Семейное тьюторство». Как зародилась идея открытия именно такой программы?
- Я проходила стажировку в Тартуском университете (Эстония), увидела, как проходит там обучение по магистерским программам, как внедряется Болонское соглашение. Как раз в нашем институте мы планировали открывать магистерские программы. Семейное тьюторство преподают в Российском государственном гуманитарном университете имени А.И. Герцена, там я прошла стажировку на кафедру психологии в Институте детства. И в 2014 году открыла уникальную магистерскую программу «Семейное тьюторство». Так я начала подготовку кадров – семейных тьюторов.
Четвертый год очень успешно осуществляется подготовка и выпуск магистров-семейных тьюторов, которые с большой отдачей проходят производственную и методическую практики в отделе семьи и демографической политики в Министерстве по делам молодежи и семейной политике Якутии. Наши студенты на деле сопровождают семьи и детей в их жизнедеятельности. К сожалению, до этого во всех муниципалитетах улусов и городов в отделах семьи работали и продолжают работать учителя, зоотехники, библиотекари и другие специалисты, специально не обученные семьеведению.
- Какие дисциплины изучают будущие семейные тьюторы?
- Магистранты изучают такие дисциплины как «Современные проблемы науки и образования», «Психология семьи», «Семейная педагогика», «Социальное проектирование», «Теория социально-педагогической работы с семьей», «Теория и практика волонтерства», «Актуальные проблемы тьюторского сопровождения семьи», «Государственная семейная политика в РФ» и другие.
- Расскажите о выпускниках магистерской программы.
- Если проанализировать достижения выпускников, то можно на деле убедиться в актуальности и востребованности данной программы. Например, это Л.П. Ефремова, директор специального (коррекционного) детского дома «Берегиня» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Якутска, она избрана членом Общественной Палаты Якутии, где стала руководителем Комитета по делам семьи и детства. Это Н.В. Попова, старший воспитатель детского сада «Ромашка» Якутска, автор социального проекта «Ответственное родительство» по успешной социализации. У.Г. Сыроватская назначена руководителем отдела аттестации педагогических кадров Управления образования Якутска. С.А. Бурнашева, осуществляя гендерный подход в образовании, открыла частный детский сад «Кунтэгил», затем и частную школу для мальчиков. А.А. Киселева создала благотворительный фонд «Волшебный сундучок», благодаря которому на безвозмездной основе занимаются дети из многодетных семей, написала и выпустила детские книги, которые очень востребованы не только в Якутии, но и России.
Выпускница этого года С.Е. Алексеева является руководителем танцевального ансамбля «Тугутчаан» Саскылахской школы Анабарского национального (Долгано-эвенкийского) улуса, а Н.Н. Абрамова написала программу «Мы, казанчинцы, за трезвый здоровый образ жизни!», реализуемую в селе Казачье Усть-Янского улуса. Р.В. Саммель трудится как юрист в интересах детей и семей, защищая основной закон Российской Федерации, где отражена система семейных прав и свобод, обеспечивается государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, закрепляется равноправие мужчины и женщины, а также гарантируются равные возможности для реализации данных прав, подчеркивая заботу родителей о детях и детей о нетрудоспособных родителей, что является взаимным правом и обязанностью членов семьи. Так можно продолжать.
Новая специальность по направлению магистерской подготовки «Семейный тьютор» имеет все перспективы для дальнейшего расширения, тем более, она связана с Майскими Указами Президента страны В.В. Путина. Недаром подготовка кадров – семьеведов включена в «План Десятилетия Детства в РС (Я)», поэтому уверены, что наши первые ласточки внесут свой посильный вклад в государственную семейную политику и будут самоотверженно трудиться на благо нашей любимой республики и страны.
- Вы говорили, что во время учебы каждый магистрант пишет 5-7 научных статей. Как у вас получается вдохновлять, мотивировать студентов?
- Рекорд в написании статей поставила одна магистрантка – она написала 23 работы за два года обучения. Некоторые пишут всего две статьи за два года, я считаю это несерьезным. Магистранты должны вести исследовательскую работу, следовательно, и писать научные статьи. Для студентов я всегда провожу практические занятия, где мы разбираем учебно-методические пособия, научные сборники, программы, проекты. Всегда стараюсь на все заседания, конференции, научные мероприятия привлекать к участию студентов. Не все приходят, правда, но это уже их дело. Считаю, что у каждой итоговой работы – бакалаврской, магистерской, должен быть продукт. Это конкретные методические рекомендации, статьи, проекты.
- Вы часто участвуете в конкурсах грантов. 18 поддержанных заявок из 23 – это отличный результат. Расскажите о своих социальных проектах.
- С 2008 года я являюсь руководителем Якутского регионального отделения Национального общественного комитета «Российская семья», созданного по инициативе первого Президента М.Е. Николаева, проводим многоплановую системную работу с молодежью и населением. Региональные отделения есть в 68 регионах. Недавно наш социальный проект «Общественная школа подготовки молодежи к семейной жизни: региональные практики» был поддержан грантом Президента РФ на развитие гражданского общества. Грант для реализации проекта выиграл НОК «Российская семья». Проект будет реализован в течение двух лет в регионах России, в том числе – в Якутии.
Более 200 студентов Педагогического института Северо-Восточного федерального университета, Якутского педагогического колледжа, Якутского медицинского колледжа и молодых родителей воспитанников детских садов «Парус» и № 88 будем обучать педагогике и психологии семьи. В рамках социального проекта «Общественная школа подготовки молодежи к семейной жизни: региональные практики» для студентов и молодых родителей будут проводиться тренинговые занятия и лекции об основах семейной жизни, выборе партнера, мужской и женской роли. Упор на занятиях будет делаться на развитие коммуникативных навыков в семье, это очень важно для семейной пары.
Уже закончились организационный и подготовительный этапы работы: составлено положение об общественной школе, утверждены пять программ: «ЛАД», «Азбука семейной жизни», «Педагогика и психология семьи», «Компас семейной жизни», «Тренинговые занятия», составлены списки участников, волонтеров, выбраны базы для занятий. Магистранты СВФУ будут принимать самое активное участие в реализации проекта во время практики.
В основе проекта – социальная проблема, которую мы попытаемся решить поэтапно. По статистическим данным, семья оказалась наиболее уязвимой категорией социума: наблюдается уменьшение числа браков, снижение рождаемости, увеличение количества разводов, потеря нравственных ориентиров, усиливается тенденция к уменьшению числа детей в семьях. Как никогда актуальна роль семейного тьютора, социального педагога, психолога-консультанта, медицинского работника в оказании социально-медико-психологической помощи детям и родителям, ведь без семьи ни один человек не может чувствовать себя в полной мере счастливым.
- В чем секрет успешного составления заявок на гранты?
- Составление заявок для подачи на конкурсы – наисложнейшая работа. Думаю, почти все наши заявки выигрывают конкурсы, потому что мы понимаем важность умения видеть проблему и на этой основе внедрить идею для решения проблемы. Мы не делаем больших дел, но каждое маленькое – с огромной любовью. Сейчас многие участвуют в мероприятиях ради баллов, сертификатов, эти меркантильные цели меня очень огорчают.
- Какую проблематику вы ставите во главу угла ваших исследований?
- Самоорганизацию семьи – как формируется воспитательная система семьи. Традиции якутской семьи отражены в ее устройстве, организации, обеспечении. Ведь воспитывает детей все – вещи, среда, окружающая красота. У якутского народа издавна есть народная педагогика – этнопедагогика семьи. Даже если рассмотреть якутские описания типов семей, их множество – это «дьоhун»», «кыаллар», «дуоспуруннаах», «ытык», «сэниэ». Так описывают благополучные семьи, а неблагополучные, например, в олонхо – «быстыбыт», «дьадайбыт», арахсаарысылдьар», «улэhитэсуох» ыал. А в русском языке всего два деления.
Я использовала синергетический подход к семье как к системе. Очень многое зависит от нас, но не все. Среда, гены, здоровье, характер, семья – очень сложная структура. Жить с одним человеком до 50-60 лет – это великий подвиг. Сейчас молодежь не хочет оформлять юридически отношения, хотя показатели демографии повышаются, но все же проблемы есть. Молодежь боится ответственности.
- Какие проблемы семьи выступают на передний план в современном обществе?
- Проблемы адаптации, кризис семьи, привыкание друг к друга. Нет уступчивости у супругов, каждый напирает на свое. Вся информационная среда воздействует на молодежь, разные телепередачи, шоу путают неокрепший разум. Сегодня с одним, завтра с другим – это не норма.
Можно отметить малодетность семей. В современных семьях нарушены родственные связи. Раньше всегда семьи были четырехпоколенные, сейчас редко – трехпоколенные. Каждый в своей скорлупе, так и живем. А ведь бабушки и дедушки – лучшие воспитатели.
Бесплатных секций, занятий очень мало в городе, а в сельской местности простаивают замечательные стадионы, залы. Увлеченных людей стало мало. А один увлеченный человек может воспитать блестящих учеников. Учитель русского языка, любящий борьбу, Дмитрий Петрович Коркин воспитал трех олимпийских чемпионов. А это была простая кружковая деятельность сначала, потом он стал тренером. И сейчас в Чурапчинском улусе, в сельской местности высшая школа – целый институт физической культуры и спорта. В Павловской школе был замечательный учитель черчения и изо Василий Николаевич Оконешников – он вырастил плеяду архитекторов Якутии. Михаил Андреевич Алексеев, простой учитель физики, позже – основатель первой в Якутии школы с углубленным изучением основ физики и математики, инициатор и вдохновитель физико-математического движения в республике. Его имя носит Верхневилюйская гимназия. От одного человека зависит очень многое.
- Какие планы на будущее?
- Хотим открыть на нашей кафедре программу бакалавриата по психологическим основам родительско-детского сообщества.
- Чтобы вы хотели посоветовать родителям?
- Терпения, упорства и трудолюбия, ведь труд воспитывает человека. Жить в любви и согласии, творческих успехов.
Справка:
Мария Прокопьева – доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ
Автор: Дария Филиппова
Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ