Личности

Кузьмин Георгий Петрович

У человека науки не бывает выходных
Георгий Петрович Кузьмин
Геологоразведочный факультет СВФУ празднует свое 35-летие. «НУ_онлайн» поговорил с доктором технических наук, профессором университета и главным научным сотрудником Института мерзлотоведения СО РАН Георгием Кузьминым о его пути становления горным инженером и узнал, какими качествами должен обладать современный специалист.

- Когда вы решили стать горным инженером и почему?

- Начнем с того, что я и мое поколение – это дети войны. Поэтому в то время у нас в приоритете всегда стоял материальный вопрос. Мои родители жили в деревне и занимались сельским хозяйством, в силу обстоятельств они не могли обеспечить мне достойное обучение. В то же время у меня все равно было огромное желание получить специальность и помочь родителям, обеспечить им достойную старость.

На путь будущего горного инженера я встал не сразу. Сначала я поступил в лесной техникум, природу я любил и поэтому думал, что по окончании этого техникума буду связан только с природой и буду работать лесоустроителем. Но в реальности я был вынужден работать в самых различных сферах, чтобы как-то жить в студенческое время: пилил дрова, счищал снег с крыш, даже работал охранником магазинов.

Так как я учился хорошо, меня готовили на поступление в Ленинградский лесотехнический институт. В Якутию нам приезжали на экспедиции и однажды я попал в одну из них, где и проработал целое лето. С другой стороны, я задумался о том, как смогу там учиться? Я понимал, что мне никто не сможет помочь в этом институте.

В итоге досрочно сдав государственные экзамены в лесном техникуме, я поступил в военное училище. Мечтал, как можно быстрее получить специальность и помочь своим родителям – моей целью было быстрее начать работать.

Проучился я там три года, немного поработал и понял, что это не мое. Демобилизовался и поступил на инженерно-технический факультет, на котором было горное отделение, куда я и захотел попасть. Там я учился и практически все летние каникулы работал в шахтах, на рудниках. К тому моменту моей окончательной целью стало становление горным инженером.

- Вы с успехом добились своей цели – поведайте, какой уникальный опыт вы получили при ее достижении?

- Во время работы я многое познал. Был на различных рудниках на глубине почти в полкилометра. Будучи студентом, я также занимался старательством – мы с напарником добывали золото, сдавали его и получали за это деньги.

Когда пришло время преддипломной практики, меня пригласили в якутский институт мерзлотоведения и отправили на золотоносные прииски. Там я вел наблюдение за температурой, фиксировал показатели деформации горных пород. Одновременно устроился работать мастером в шахте, в дальнейшем этот опыт мне очень пригодился.

По окончании преддипломной практики начал писать диплом в институте мерзлотоведения. После защиты меня пригласили туда работать, таким образом я стал сотрудником этого института.
Вообще, во время учебы я приобрел огромный опыт, но, придя в институт мерзлотоведения, мне пришлось столкнуться с новыми неизвестными мне понятиями. Я стал изучать, что такое мерзлота и все, что связано с этим явлением.

- Возвращаясь к вашей основной специальности, в чем плюсы и минусы работы горняка, на ваш взгляд?

- В горном деле любая работа сопряжена с большим риском. Несмотря на различные меры безопасности, все равно иногда случаются обрушения, обвалы – это очень страшно. Но, с другой стороны, эта работа требует дисциплины. Вот, например, в строительстве среди работников в былые годы имели место быть некие нарушения в дисциплине. Как правило, это не приводило к жертвам или к каким-нибудь другим ужасающим последствиям. В свою очередь, в горном деле требования очень жесткие и там уже не допускались шахтеры на работу, если кто-нибудь из работников, например, подвыпивший. Так же в авиации – там недопустимо подобное среди работников. У шахтеров работа взаимосвязана: если одни нарушил ритм работы, то это сказывается на всем процессе добычи полезных ископаемых, то есть на всей системе работы.

Мне понравилось работать в шахтах, особенно в подземных. Там действительно приучали к порядку и дисциплине, строже, чем в других отраслях производства, и это мне было очень близко.

- Углубимся немного в вашу нынешнюю деятельность, связанную непосредственно с мерзлотой.

- Известно, что любое сооружение взаимодействует с мерзлыми грунтами. Это взаимодействие заключается в следующем: с одной стороны сооружения оказывают механическое воздействие на грунт, нагружая его, с другой стороны происходит тепловое взаимодействие, то есть большинство сооружений выделяют тепло, например, те же жилые дома, производственные помещения оказывают тепловое воздействие на эти грунты.

Если выделяется очень много тепла, происходит протаивание грунтов под зданием. При этом процессе изменяются свойства грунтов – к примеру, прочность. Соответственно, чем выше температура, тем меньшую нагрузку может нести грунт. Поэтому дома отделяют от поверхности земли с помощью свай – в Якутске это очень хорошо прослеживается. Таким образом создается проветриваемое подполье, в котором в зимнее время находится холодный воздух и грунт не теплоизолирован снегом. За счет этого и происходит охлаждение почвы. В свою очередь, в летнее время солнечные лучи туда не попадают, происходит затенение и, соответственно, прогрев грунтов в летнее время меньше под зданиями, чем на открытых пространствах.

- Вы ранее работали на факультете геологии в качестве преподавателя дисциплин «Механика грунтов» и «Инженерное мерзлотоведение». Планируете продолжать сотрудничество?

- Да, планирую. Мне было очень интересно работать преподавателем, это помогает даже в самой деятельности научного сотрудника. Преподавание в своей области помогает многое обдумать и развиваться. К сожалению, в прошлом году я был вынужден отказаться от преподавания в связи с ухудшением здоровья. Но в следующем году планирую вести одну очень интересную для меня дисциплину.

Преподавание очень сильно помогает в развитии меня самого как научного сотрудника. Студенты, задавая вопросы, наталкивают на различные размышления и позволяют посмотреть на какую-либо тему или вопрос под новым и, может, даже ранее неизвестным ракурсом. Менять точку зрения – полезно для развития в принципе любого человека, и уж тем более человека науки.

- Что бы вы пожелали студентам, которые собираются пройти по тому же пути, по которому прошли вы?

- Чтобы быть научным сотрудником, нужно очень много нужно работать, читать, думать и анализировать. В ином случае у вас никакого толка не выйдет, как и не будет развития в научном плане. Практический научный работник трудится все время – и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники. Если даже он не сидит за рабочим столом, он все равно не перестает работать. Выходных у человека науки быть не может.


Автор: Светлана Сибгатуллина

Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ