СВФУ глазами СМИ

Дальний Восток – Дзен по-якутски
  • 16 Февраля 2017
  • 178

Дальний Восток – Дзен по-якутски

Как живёт самый северный буддийский храм в мире
Появление дацана в Якутске — это влияние новой эпохи и олицетворение мультикультурализма, считают эксперты. Сегодня в якутском буддийском храме регулярно проводят службы, прихожане несут пожертвования и выстраиваются в очередь на приём к Дандар Ламе, в миру Дмитрию Жалсараеву. «Когда мне сказали, что моя кандидатура утверждена на службу в Якутии, я был не очень рад — я ничего не знал о республике. Вместе с тем я помнил о пророчестве Будды Шакьямуни: примерно 2000 лет назад он предрёк, что его учение будет распространяться на Север». О буднях дацана DV рассказал главный буддист Якутии До недавнего времени буддистам Якутии, чтобы встретиться с ламой, приходилось ездить в дацаны Бурятии. На территории республики проживает более 7 000 бурятов (по данным переписи населения 2014 года), большая часть из них — буддисты. В Якутске дацан построили два года назад, но его история начинается в 1998 году, когда бурятская община республики обратилась в Иволгинский дацан с просьбой прислать ламу. Молодого Дандар Ламу, в миру Дмитрия Жалсараева, выпускника буддийского института «Даши Чойнхорлин», командировали в город Якутск. С появлением ламы в республике стало ясно, что буддистам негде молиться. Они собирались в доме Дандар Ламы или же в гостиницах и местных культурных центрах. После всех скитаний в 2009 году было принято решение о строительстве дацана, тогда же забили первую сваю. Это единственный в мире дацан, построенный на вечной мерзлоте.
 Храм возводился на народные деньги и при помощи якутских предпринимателей. «Помощь иногда приходит оттуда, откуда совсем не ждёшь. Например, строительные фирмы нам безвозмездно дали цемент и кафель. И самое главное, помогают люди иной религии, национальности. В Якутии очень добрые люди», — считает Дандар Лама. По буддийским канонам дацан должен находиться вблизи леса, водоёма, рядом не должно быть кладбищ, а двери непременно должны быть обращены на юг. Такой участок земли нашли в сосновом бору в черте города Якутска, рядом с санаторием «Чэбдик», в 12 километрах от центра. По словам Дандар Ламы, храм содержится на пожертвования прихожан, но в планах якутских буддистов — открытие кафе бурятской кухни. На заработанные средства собираются построить жильё для служащих. Убирают территорию верующие. Считается, что при уборке человек очищает и свою душу. «Очищение от греха — хорошее дело, человек раскрывается и освобождается от груза. Для этого есть отдельные ритуалы, но уборка тоже помогает очиститься. А такого понятия, как исповедь, у нас нет. Так же как нет и миссионерства. Я не могу выйти на улицу и призывать людей становиться буддистами. Потому что Будда сам говорит: его учения не всем подходят», — поясняет Дандар Лама.
 Хотя буддистом может стать любой человек. «Если хочешь практиковать буддизм — берёшь обязательства, принимаешь обеты. Специальных каких-то ритуалов для этого нет. К нам приходят не только буряты, да и не все буряты — буддисты. Веру принимают и якуты, и русские, и тувинцы, и калмыки», — говорит Дандар Лама. «Открытие дацана — большое событие не только для бурятов, но и для всех буддистов. Дацан поддерживают многие буддисты разных национальностей. Конечно, больше инициативы было от нашей общины, но многие земляки внесли огромный вклад в жизнь республики, не только для дацана. Буряты ведь начали съезжаться в Якутию ещё в советский период. Тогда молодых парней и девушек отправляли работать сюда после окончания вуза по распределению. Можно сказать, съезжались лучшие представители нации. За это время мы пустили корни и породнились с народом саха», — считает председатель бурятской общины Якутии Арсалан Номтоев.
«Если что-то не ладится в работе, семье, у детей, у внучат, то мы приходим сюда — молимся. Действительно, после этого всё получается, но об этих делах не стоит распространяться. В год три-четыре раза приходим в обязательном порядке. Не пропускаем большие службы. Я, как врач, молюсь Будде медицины, — рассказывает прихожанка Сысыг. — Мы, буряты, с рождения в этой вере. Я родилась в буддийской семье: два старших брата моего отца были ламами. И сегодня у меня девять племянников лам в разных дацанах в Улан-Удэ. Один из них часто приезжает в Якутию. Мы вносим пожертвования сколько можем. Ведь Дацан живёт за счёт этого». По мнению доцента Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Ольги Парфёновой, строительство дацана реализует права народа на удовлетворение своих религиозных потребностей. «У нас многонациональная, полиэтничная республика. В ней живут представители разных этносов. Бурятская община довольно большая и активная, но исторически не такая древняя. Издревле на территории Якутии жили народы Севера, якуты, русские, а буряты стали приезжать к нам больше в советское время. Буддизм — мировая религия, которая наложила большой отпечаток на историю, культуру и даже на национальный характер Восточной Азии. Хорошо, что у всех наших граждан есть возможность посетить такое культовое место. Появление дацана — это влияние новой эпохи». Доцент считает, что буддийский храм в Якутии — это олицетворение мультикультурализма. «Думаю, что мультикультурализм в современной глобализации едва ли не самый положительный момент. Возможность разным народам жить вместе в одном обществе, соблюдая свои этнические традиции, культуру, язык, и в то же время быть гражданами одной страны, республики. В формировании многонациональной среды Якутии буддизм играет особую роль, поскольку не подчёркивает в человеке этничность. Люди становятся в какой-то степени равными перед лицом единого бога. Если мы, якуты, будем утверждать, что наша этничность связана исключительно с язычеством, или привяжем её только к скотоводству, наверное, мы будем не правы. Маркеры этничности постоянно меняются. Современный человек имеет право на выбор. Он может одновременно ощущать себя якутом или русским, но в то же время быть приобщён к любой мировой религии». Как считает Парфёнова, мировые религии — это борьба за умы. «Возможно, у молодых людей сегодня есть какой-то определённый вакуум духовности. Они пытаются заполнить его „богоискательством“. Исторически нам ближе православная церковь. Буддизм — это очень сложная религиозная система. Ей можно посвятить всю жизнь и не постичь сути. Этим он привлекателен». Якутский дацан функционирует круглый год, несмотря на отдалённость региона и вечную мерзлоту. В город для единения съезжаются разные по национальности и социальному статусу люди, проводятся бурятские национальные праздники. Жизнь здесь спокойно течёт своим чередом, как и во всех буддийских храмах мира.

Источник:http://dv.land/territory/dzen-po-yakutski

Автор: Дальний Восток

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).