Информация об изменениях в аспирантуре

На этой странице будет размещена информация об изменениях в аспирантуре. Информация будет полезна руководителям структурных подразделений, научным руководителям и аспирантам нашего университета.

 

01.02.2014 г.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура является третьим уровнем высшего образования (ВО) для подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации с целью сдачи кандидатских экзаменов, проведения научных исследований, подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. 

Цель программы – подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и обеспечение выпускнику требуемых компетенций.

Обучение в аспирантуре осуществляется по очной, заочной формам.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего-специалитет или магистратура. Прием на обучение по программам аспирантуры осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно.

Поступающие в аспирантуру сдают следующие вступительные испытания в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (уровень специалиста или магистра):

1. специальную дисциплину, соответствующую профилю направления подготовки;

2. философию;

3. иностранный язык, определяемый образовательной организацией самостоятельно и необходимый аспиранту для выполнения диссертационного исследования.

Программа третьего уровня ВО завершается государственной итоговой аттестацией – защитой квалификационной работы, выдается документ о получении образования в аспирантуре и присваивается квалификация «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь».


Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующим образовательным программам. Государственная итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения образовательных программ на основании итогов промежуточной аттестации обучающегося. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре выдается соответственно диплом об окончании аспирантуры.

Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.

Лицам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

К основным формам государственной итоговой аттестации для выпускников аспирантуры относятся:

1. кандидатский экзамен по специальной дисциплине, соответствующей профилю направления подготовки; 

2. защита результатов научно-исследовательской работы. 

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине проводится в соответствии с направлением подготовки федерального государственного образовательного стандарта.      

Защита результатов научно-исследовательской работы проводится в форме, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению подготовки.

Защита результатов научно-исследовательской работы является заключительным этапом проведения государственной итоговой аттестации.

Научно-исследовательская работа должна быть написана аспирантом самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты.

Предложенные аспирантом решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

Результатом научного исследования должна быть научно-исследовательская работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития науки.

В научном исследовании, имеющем прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в научном исследовании, имеющем теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов.

Основные научные результаты научно-исследовательской работы должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях и журналах (не менее двух публикаций).

Научно-исследовательская работа должна быть представлена в виде специально подготовленной рукописи, которая должна содержать титульный лист, введение с указанием актуальности темы, целей и задач, характеристики основных источников и научной литературы, определением методик и материала, использованных в научно-исследовательской работе; основную часть (которая может делиться на параграфы и главы), заключение, содержащее выводы и определяющее дальнейшие перспективы работы, библиографический список. Оформление научно-исследовательской работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым федеральным государственным образовательным стандартом.

Данный порядок государственной итоговой аттестации аспирантов действует с 1 января 2014 г. и касается лиц, поступающих в аспирантуру с 2014 г.



06.02.2014 г.

Вышел приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. №1259

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. №31137)

 ОБЗОР ДОКУМЕНТА

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре): образовательная деятельность.

Закреплен порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуют образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профобразования, научные организации. Цель - создать аспирантам (адъюнктам) условия для приобретения необходимого для профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией. Уделено особое внимание организации разработки и реализации таковых.

Программа аспирантуры (адъюнктуры), разрабатываемая в соответствии с образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (базовая и вариативная части).

К освоению программ аспирантуры (адъюнктуры) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

Высшее образование по программам аспирантуры (адъюнктуры) может быть получено в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с сочетанием различных форм (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность). Вне указанных организаций - в форме самообразования.

Детально прописана процедура организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры). Так, не позднее 3 месяцев после зачисления обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы. Обучающийся имеет возможность выбрать тему научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), подтверждающий получение высшего образования по соответствующей программе.

Выделены особенности организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



2013 г.

Реализация программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре после вступления в силу 

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»

В соответствии с новым 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы подготовки научно-педагогических кадров аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры отнесены к основным профессиональным образовательным программам высшего образования (третий уровень ВО).

До вступления в силу указанного закона программы аспирантуры относились к программам «послевузовского образования», лицензировались и реализовывались по конкретным специальностям научных работников, определенных Номенклатурой специальностей научных работников, не вели к присвоению образовательных степеней и не завершились выдачей документов об образовании. Вузы самостоятельно устанавливали сроки приема на программы аспирантуры и сроки начало обучения. Программы аспирантуры по всем специальностям научных работников регулировались едиными Федеральными государственными требованиями (ФГТ), утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365. В соответствии с этим приказом образовательные учреждения и научные организации, осуществляющие подготовку аспирантов по определённым научным специальностям, самостоятельно должны разрабатывать, утверждать и устанавливать порядок реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (далее ООП ППО) для обучающихся в аспирантуре на основе ФГТ.

С 1 сентября 2013 г., после вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ» согласно нормам, установленным данным законом, программы аспирантуры как программы третьего уровня высшего образования разрабатываются и реализуются образовательными и научными организациями: в соответствии с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре, утвержденным Приказом Минобрнауки России; на основе ФГОС по направлениям подготовки в аспирантуре; с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП). 

Обучение лиц зачисленных до 1 сентября 2013 г. реализуется в соответствии с ФГТ и на основании старых лицензий и свидетельств о государственной аккредитации и программ аспирантуры. Обучение лиц зачисленных после 1 сентября 2013 г. реализовывается на основе ФГОС, на основании новых лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (процедуры замены или получения лицензий и свидетельств будет определена Минобрнауки совместно с Роснобрнадзором), на основе утвержденных Минобрнауки новых Порядков.

Источник информации:

Мосичева И.А.  и др. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Мосичева И.А., Караваева Е.В., Петров В.Л., Высшее образование в России.- № 8 - 9, 2013.

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

3. Таблица соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, специальностям научных работников, указанным в номенклатуре специальностей научных работников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № 294, от 16 ноября 2009 г. № 603, от 10 января 2012 г. № 5 (ПЕРЕХОДНИК).

4. Постановление Правительство Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».

5. Приказ Минобрнауки России от 28 июня 2013 г. № 455 г. «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического  отпуска обучающимся».

6. Приказ Минобрнауки России от 28 августа 2013 г. № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 899 г. «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

8.  ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" (new)

ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ

1. Проект Постановления Правительства Российской федерации «Об утверждении Положения о докторантуре».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (Макет).

3. Вариант перечней универсальных и рекомендуемых общепрофессиональных компетенций для разработчиков ФГОС по программам аспирантуры.

4. Проект приказа Минобранауки России «Об утверждении Порядка и сроков прикрепления для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

5. Проект приказа Минобранауки России «Об утверждении Положения о кандидатских экзаменах».

6. Проект Порядка прикрепления для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

7. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней»

8. Проект Единого реестра ученых степеней и ученых званий.

9. Проект Положения о порядке присуждения ученых степеней в рамках Пилотного проекта по апробации новой модели государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.