Технический институт (филиал) СВФУ

Адрес: 678960, РС (Я) г. Нерюнгри, ул. Кравченко 16
Телефон (факс) приемная директора: 8-(41147)-4-49-83; 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 201)
Телефон учебной части: 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 203
Телефон студенческого отдела кадров: 8-(41147)-4-21-38 (добавочный 123)
E-mail: tifsvfu-neru@yandex.ru nv.zotova@s-vfu.ru
Телефон приемной комиссии: 8(41147)4-72-87, email: NTI.ZK@yandex.ru

Противодействие коррупции

Баннер приемная кампания

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ АБИТУРИЕНТА

Конференции ТИ (ф) СВФУ

ТранснефтьПобедитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2022 года

Кафедра филологии

 Кафедра филологии ТИ (ф) СВФУ

  
   Chaunina 
   Зотова Наталья Владимировна
к.филол.н., доцент кафедеры филологии
И.О. Заведующего кафедрой

E-mail:

e-mail - nv.zotova@s-vfu.ru

  Телефон
 Городской Внутренний
(41-147) 4-49-34  1-15
 Адрес: 678960, РС (Я) г. Нерюнгри, ул. Южно-Якутская, д. 25
 Кабинет:   407

 

 

 

 

 

 

 

 

1. О кафедре

   Специальность 021700 «Филология» открыта в Нерюнгринском филиале Якутского государственного университета с 01.09.1998 г. постановлением Ученого совета Якутского государственного университета № 06 от 25.03.1998 г.
   Кафедра русской филологии и иностранных языков начала работу в 1998 году. В ее состав входили две секции: секция русской филологии и секция иностранных языков. Заведующей кафедрой была избрана доктор филологических наук, профессор Л.Г. Кихней.
   В марте 2002 года секция русской филологии была преобразована в кафедру русской филологии. До 2016 года ее руководителем была доктор филологических наук, профессор Е.В. Меркель.
   Кафедра иностранных языков была создана 1 марта 2002 года. Заведующей кафедрой в тот период была кандидат педагогических наук, доцент Петрова Александра Павловна. С 2005 по 2014 год руководство кафедрой осуществляла кандидат филологических наук Бадмацыренова Дарима Базарсадаевна. В период с 2014 года по март 2016 года исполняющей обязанности заведующей кафедрой была кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Павлова Т.Л.
   В марте 2016 года в связи с реорганизацией кафедр русской филологии и иностранных языков заведующим кафедрой филологии была избрана кандидат филологических наук доцент кафедры иностранных языков Павлова Т.Л.
   С 29 августа 2020 г. по 30 июня 2022  руководство кафедрой осуществляла кандидат филологических наук, доцент Яковлева Любовь Анатольевна.

2. Цель (миссия) кафедры

   Цель (миссия) кафедры – подготовка высококвалифицированных выпускников, способных применять знания, умения и навыки в различных профессиональных сферах – в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления.
   Распространение и популяризация русского языка и культуры речи, английского языка, формирование лингвистической компетентности и высокой гуманитарной культуры будущих выпускников института.

3. Положение о кафедре

1. Положение о кафедре

4. Состав кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

1. Яковлева Любовь Анатольевна – доцент, к.филол.н., (e-mail - la.iakovleva@s-vfu.ru)
2. Чаунина Наталья Владимировна - доцент, к.филол.н., доцент кафедры филологии (e-mail - nv.chaunina@s-vfu.ru)
3. Зотова Наталья Владимировна – к.филол.н., доцент кафедры филологии (e-mail - nv.zotova@s-vfu.ru)
4. Меркель Елена Владимировна – доцент, д.филол.н., профессор кафедры филологии (e-mail - ev.merkel@s-vfu.ru)
5. Игонина Светлана Викторовна - старший преподаватель кафедры филологии (e-mail - sv.igonina@s-vfu.ru)
6. Карпухина Екатерина Александровна – старший преподаватель кафедры филологии (e-mail - ea.karpuhina@s-vfu.ru), в отпуске по уходу за ребенком.
7. Валиева Анна Валерьевна – старший преподаватель кафедры филологии (e-mail - av.valieva@s-vfu.ru)
8. Ключникова Лариса Витальевна - к.филол.н., доцент кафедры филологии (e-mail kluchnikova.lv@s-vfu.ru)

Внешние совместители:

 

Почасовики:

1. Панкратова Н.Н. – старший преподаватель кафедры филологии
2. Самохвалова М.А. – старший преподаватель кафедры филологии
3. Терпугова И.В. – старший преподаватель кафедры филологии
4. Ядреева Л.Д. – старший преподаватель кафедры филологии

Учебно-вспомогательный персонал:

1. Загайнова Елена Романовна - специалист по УМР 1 категории (e-mail - er.grigorieva@s-vfu.ru), в отпуске по уходу за ребенком.

5. Сведения о заведующих кафедрой разных лет

Кафедрой русской филологии руководили:

• 1998 – 2002 гг. – д. филол. н., профессор Любовь Геннадьевна Кихней;
• 2002 – 2003 г. – к. филол. н., доцент Ткачёва Наталья Николаевна;
• 2003 – март 2016 гг. – д. филол. н., профессор Меркель Елена Владимировна.

Кафедрой иностранных языков руководили:

• март 2002 – 2005 гг. - к.п.н., доцент Петрова Александра Павловна;
• 2005 – 2014 гг. – к. филол. н., доцент Бадмацыренова Дарима Базарсадаевна;
• 2015 – март 2016 гг. – и.о. зав. кафедрой, к. филол.н. Павлова Татьяна Леонидовна.

Кафедрой филологии руководили:

• март 2016 г. – август 2020 г. – к. филол.н. Павлова Т.Л.
• август 2020 г. – июнь 2022 г. - и.о. зав. кафедрой, к. филол.н., доцент Яковлева Л.А.

6. Направления подготовки и специальности кафедры

   Кафедра филологии осуществляет подготовку по направлению 45.03.01 – «Филология», профилям «Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Зарубежная филология (Английский язык и литература)».

7. Уникальность направления подготовки

   Филологическое знание – основа целого ряда специальностей, оперирующих словом для передачи и получения знаний, для информирования общества и управления им и т.д.
   Бакалавры, получившие филологическое образование, реализуют свои профессиональные и творческие способности в самых разных сферах общественной жизни.
   Выпускники-филологи могут работать специалистами по филологическому обеспечению деятельности различных учреждений, организаций, фирм, производств, библиотек, музеев; референтами и пресс-атташе, специалистами по рекламе и PR, педагогами и исследователями, журналистами, книгоиздателями, критиками и писателями; могут трудиться в сфере переводческих структур (переводчик востребован в любой компании, осуществляющей международную деятельность).

8. Контингент обучающихся всех образовательных уровней

   В настоящее время (по состоянию на 01.10.2020 г.) контингент по направлению подготовки 45.03.01 – «Филология», профилю «Отечественная филология (Русский язык и литература)» составляет 27 человек, 1 человек в а/о; по профилю «Зарубежная филология (Английский язык и литература)» - составляет 23 человек, 1 человек в а/о.

9. Учебная деятельность

   На кафедре филологии уделяется большое внимание внедрению новых форм и методов обучения. В настоящее время преподаватели применяют новые технологии обучения и воспитания с целью развития личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие (лекции с использованием компьютерного мультимедийного видеопроектора, презентации, тестирование, деловые игры, решение ситуационных и аналитических задач, фрагменты научно-популярных фильмов, видеолекции и др).

   Преподавание наук из простого информирования студентов по соответствующим областям знаний превратилось в способ развития активной личностной позиции, творческого мышления, умения конструктивно действовать при решении учебных проблемных ситуаций и т.д.

   На кафедру была закуплена система интерактивного обучения «Votum», которая открывает большие возможности перед преподавателями вузов в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса студентов, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе. Работая в аудитории, преподаватель может использовать «Votum» не только как инструмент для проведения тестирования с целью проверки знаний в любой момент во время занятия, но и как инструмент проведения занятий каждый день. Данная система позволяет протестировать до 25 человек за один раз.

   Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин и ежегодно обновляется.

   Активно используются такие профессиональные базы данных, как: Электронная библиотека диссертаций, Российская государственная библиотека; научная электронная библиотека Elibrary.ru; БД EastView; «Информио»; КонсультантПлюс; Ebrary «Language Literature and Linguistics» и др.

   Популярны среди бакалавров-филологов также информационные справочные системы: http://slovari.yandex.ru/, http://feb-web.ru/, http://www.infoliolib.info/, http://www.philology.ru/, http://www.journ.ru/students, http://rusgram.narod.ru/index.html, http://gramota.ru/, http://www.gramma.ru/ и др.

10. Научно-исследовательская деятельность

   ППС кафедры проводят исследования по актуальным направлениям, имеющим важное научное и практическое значение, таким как:
- особенности русского, английского, немецкого языков;
- сравнительный анализ языков;
- концептосфера русского, английского, немецкого языков, особенности языковой картины мира;
- русская и зарубежная литература ХХ века: основные направления и особенности поэтики;
- поэтика русской классической литературы.
   Научные направления кафедры соответствуют профилю направления подготовки бакалавров, что позволяет активно использовать полученные научные результаты в учебном процессе при разработке учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов, авторских лекций, при планировании тематики курсовых и дипломных работ студентов, осуществлении их научно-исследовательской деятельности.
   Об эффективности проводимой научно-исследовательской работы свидетельствуют научные публикации.
   В период с 2015 по 2020 гг. общее количество публикаций ППС кафедры составило более 90 статей, из них 9 статей в изданиях, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science, 70 статей в изданиях, входящих в перечень ВАК, 11 – в РИНЦ и 2 статьи в зарубежных изданиях

Участие в российских и международных грантах

   ППС кафедры принимает активное участие в конкурсах грантов различных уровней. Среди них основной конкурс Российского фонда фундаментальных исследований, конкурс грантов Фонда «Русский мир», конкурс на проведение совместных исследований с Международной научной организацией «Снежный покров» (Финляндия), конкурс «Благотворительного фонда В. Потанина» для молодых преподавателей государственных вузов, конкурс грантов Президента РС (Я) для студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов, конкурс на соискание государственных стипендий Академии Наук Республики Саха (Якутия), конкурс грантов ректора СВФУ, Открытый конкурс «Наука – Южно-Якутскому региону, конкурс НТС ТИ (ф) СВФУ, конкурс «Материальное поощрение Главы МО «Нерюнгринский район» молодым талантам».
   С 2008 по 2010 гг. кафедрой русской филологии велась работа в рамках выигранного гранта РГНФ на разработку темы «Лексикографическое описание топонимии Южно-Якутского региона» (проект № 080400023 а). Общий объем финансирования гранта – 500 тыс.руб.
   В 2012 году РГНФ был поддержан грант на тему «Создание специализированного Web-сайта по топонимии Южной Якутии» на сумму 397 тыс. руб.
   Данная НИОКР успешно прошла процедуру Государственной регистрации в Федеральном государственном автономном научном учреждении «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», рег. номер – 01201277972.
   В сентябре 2012 года был заключен договор о сотрудничестве с Международной научной организацией «Снежный покров» (Финляндия) с целью выполнения совместного проекта по реконструкции национальной картины мира эвенков по топонимам.
   В 2020 году сотрудники кафедры выиграли грант РФФИ на разработку темы «Эвенкийские топонимические зоны Восточной Сибири: комплексный анализ» (проект №20-012-00270А). Общий объем финансирования гранта на 2020 г. – 1 389 890 р.
   Только за 2019 год были подано 7 заявок для участия в грантах: 1 в Российский фонд фундаментальных исследований, 2 – в фонд «Русский мир», 2 – в фонд Президентских грантов, 1 – в Благотворительный фонд «Хорошие истории», АО Райффайзенбанк и 1 – в Oxford Russia Fund.

Научно-исследовательская работа студентов

   Преподавателями кафедры активно ведется научная работа со студентами филологического отделения. К научно-исследовательской работе студенты привлекаются с первых лет обучения. Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, по результатам которых лучшие работы студентов выдвигаются для участия в городских и региональных научно-практических конференциях, на которых они неоднократно занимали призовые места.
   Традиционными мероприятиями, в которых участвуют студенты филологического отделения, можно считать Всероссийскую конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Нерюнгри); Международную конференцию «Студент и научно-технический прогресс» (г. Новосибирск); Международную научно-практическую конференцию «Научные исследования: от теории к практике» (г. Чебоксары); Международную студенческую научно-практическую конференцию «Научное сообщество студентов» (Чебоксары); Общеуниверситетскую конференцию (г. Якутск); Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего – наука молодых» (гуманитарные науки) (г. Нижний Новгород).
   За период с 2015 по 2020 гг. студенты кафедры 25 раз получили дипломы, грамоты за свои научные достижения. Опубликовали результаты собственных научных исследований в 50 статьях в сборниках международных и всероссийских конференций. 3 раза выигрывали в конкурсе СВФУ на получение повышенной стипендии по научно-исследовательской деятельности; 9 раз побеждали в конкурсах грантов, из них 4 – на прохождение языковых стажировок в институтах Японии и Южной Кореи, 5 – в конкурсе грантов директора ТИ (ф) СВФУ.

   Основы научной и исследовательской работы студентов формируются в научных студенческих кружках:
- Актуальные проблемы циркумполярного мира.
- Britlit.
- Актуальные проблемы языка и литературы.

   Студенты приняли участие:
- в круглом столе в выездной олимпиаде «Филология начала XXI века», в рамках Всероссийской олимпиады по языкознанию, г. Томск, 2015 г.
   Очное участие: Баишева К.В. (БА-ОФ-11). Доклад: «Леонид Попов в переводах Анны Ахматовой». Кондратьева Т.C. (БА-ОФ-11). Доклад: «Лексико-семантические поля Нерюнгринского района». Сокольникова М.Н. (БА-ОФ-11). Доклад: «Языковая игра в печатной рекламе».
- в олимпиаде для студентов и выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (направление Филология): Мачаева С.М. и Колесова А.С.

   Были опубликованы работы студентов в издательствах федерального уровня:
- Сборник докладов I-й Международной молодежной научной конференции «Молодежь в науке: Новые аргументы» (Россия, г. Липецк, 25 декабря 2014 г.). Часть II / отв. ред. А.В. Горбенко. — Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2015.
- Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- М.: Академия естествознания, 2016.
- Международный студенческий научный вестник (Электронный научный журнал) – 2016.
- VI Международная научно-практическая конференция «Научные исследования: от теории к практике» (интернет-сборник)

   Студенты приняли активное участие в международных и российских конференциях и конкурсах:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция Российской академии естествознания «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016»
- VI Международная научно-практическая конференция «Научные исследования: от теории к практике» (Чебоксары, декабрь 2015)
- VI Международная студенческая научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов» (Чебоксары, декабрь 2015)
- XVII и XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященная 60-летию со дня образования Якутского государственного университета (СВФУ)
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВУЗов и научных академических институтов России по естественным, техническим и гуманитарным наукам «Шаг в науку», посвященный 120-летию ТПУ
- III Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего – наука молодых» (Гуманитарные науки)
- Грант Технического института (филиала) ФГАОУ ВО СВФУ по гуманитарному направлению
- Конкурс СВФУ на языковые стажировки в Японию и Южную Корею и др.
   Студенты кафедры филологии активно вовлекаются в научно-исследовательские проекты сотрудников кафедры. Так, студентки группы БА-ОФ-18 Шишаева В. и Марандич Ю. вошли в состав рабочей группы проекта, выполняемого в рамках гранта фонда РФФИ и трудятся над разработкой баз данных по топонимии Жиганского, Оленёкского, Булунского и Усть-Майского улусов Республики Саха (Якутия).

11. Методическая обеспеченность учебного процесса

   Методическая деятельность кафедры ведется в следующих направлениях: разработка/обновление рабочих программ, фондов оценочных средств, учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов по всем дисциплинам, обеспечение учебного процесса необходимой методической литературой, в том числе разработанной преподавателями кафедры, подготовка баз тестовых заданий для осуществления разных форм контроля знаний по дисциплинам, участие в методических семинарах и конференциях.
   Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса включает в себя учебники отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, учебные программы и программы практик, учебно-методические комплексы, методические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, прохождению практик, различные электронные образовательные ресурсы.
   Обеспеченность учебных дисциплин рабочими программами и учебно-методическими комплексами, обеспеченность практик методическими указаниями и рабочими программами, программой итоговой аттестации составляет 100 %.
   Направление подготовки 45.03.01 Филология обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам основной профессиональной образовательной программы. Содержание каждой из учебных дисциплин представлено в динамической обучающей среде Moodle, http://moodle.nfygu.ru.
   Электронная информационно-образовательная среда ТИ (ф) СВФУ представлена двумя ресурсами: динамической обучающей средой Moodle и программным продуктом 1С: Университет.

12. Обеспеченность основной учебной литературой дисциплин кафедры

   Обеспеченность учебного процесса обязательной литературой соответствует требованиям государственных стандартов. В настоящее время нормативы книгообеспеченности по литературе соответствуют нормативам, установленным ФГОС.
   Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к 29 электронно-библиотечным системам, содержащим издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированным по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
   Наиболее популярны электронные издания «Научной Электронной Библиотеки» www.elibrary.ru, ЭБС «Университетская библиотека онлайн» (www.biblioclub.ru), ЭБС «Юрайт» (https://biblio-online.ru/) и т. д.
   Данные ЭБС в большей степени соответствуют содержательным и количественным характеристикам, установленным:
– Приказом Рособрнадзора от 05.09.2011 № 1953 «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования»;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2016 № 1651 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся формирования библиотечного фонда образовательных организаций высшего образования»;
– Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО).
Подключаясь к ЭБС, студенты и преподаватели имеют возможность работать с учебниками, просматривать периодические издания, независимо от времени и места, оперативно отслеживать необходимую информацию, периодическое издание становится доступным для значительно большего числа пользователей.

13. Материально-техническая база кафедры

   На кафедре филологии имеются персональные компьютеры, ноутбуки, принтеры, магнитола, видеоплеер, DVD проигрыватель, тифлоплеер, колонки, микрофоны и др. оборудование в соответствии с ФГОС ВО.
   Учебные дисциплины, входящие в учебный план направления подготовки, обеспечены аудиторным фондом. За кафедрой филологии закреплено 10 учебных аудиторий, предназначенных для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
  Все аудитории укомплектованы техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории: стационарными/переносными экранами и проекторами, ноутбуками, учебными/интерактивными досками. Количество комплектов учебной мебели и посадочных мест соответствуют требованиям стандартов.
   Аудитории 401, 402, 404, 406, 408, 501, 505 имеют свободный выход в Интернет, что позволяет проводить занятия в режиме онлайн с преподавателями из других городов.
   Аудитория 402 предназначена для осуществления студентами самостоятельной работы. Аудитория укомплектована компьютерами и имеет выход в Интернет.
   В 405 расположен лингафонный кабинет Sanako Lab 90 на 16 посадочных мест.
   В состав кафедры входит учебно-научная лаборатория «Региональных топонимических исследований». Она предназначена для проведения занятий по дисциплине «Региональная топонимика», учебных практик - топонимической (архивной) и топонимической (полевой), а также подготовки курсовых и дипломных работ по топонимике Южно-Якутского региона.
   Кафедра также располагает помещением для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
   В целом, имеющаяся материально-техническая база может считаться достаточной и соответствующей всем требованиям для ведения образовательной деятельности.

14. Наиболее значимые публикации сотрудников кафедры

Публикации ППС кафедры в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus

Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - No 1 (33). - C. 129–138.

Merkel E.V., Kihney L.G., Kruglova T.S., Zhatkin D.N. Genre Specific Character of Lyrical Communication of Anna Akhmatova // Indian Journal of Science and Technology (India). – 2016. – Vol. 9. – Issue 36 (September). – P. 1 – 9. – На англ. яз. – http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/102015/73507

Merkel E.V., Kihney L.G., Kruglova T.S., Zhatkin D.N. The Spatial Hierarchy in the Poetics of Anna Akhma-tova: Ontological, Mythological and Psychological Aspects // Indian Journal of Science and Technology (India). – 2016. – Vol. 9. – Issue 42 (November). – P. 1 – 9. – На англ. яз. – Http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/104274/74859

Pavlova, T.L., Kikhney, L.G., Gavrikov, V.A. Manifestos-messages in the poetic discourse of modernism: A. Akhmatova, v. Bryusov, V.Mayakovsky, M. Tsvetaeva and M. Voloshin // Man in India. – 97 (16). – 2017, pp. 131-144.

Kikhney, L.G., Pavlova, T.L., Gavrikov, V.A., Merkel, E.V. A new education environment: Cybertext and hypertext [Article@Un nuevo entorno educativo: Cibertexto e hipertexto] (2018) Opcion, 34 (Special Issue 14), pp. 809-823.

Kuznetsov, P.Y., Grib, N.N., Zhelyabina, A.G. Exploration Testing Network Optimization at the Operational Stage of Coal mining (2019) IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 272 (2), статья № 022034.

Публикации ППС кафедры в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science

Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - No 1 (33). - C. 129–138.

Чаунина Н.В. Инвективные стратегии в лирике И. Бродского 1964−1965 гг. // Научный диалог. – №11. – 2017. – 289–307.

Чаунина Н.В. Особенности воплощения коммуникативных стратегий в стихотворении И. Бродского «Речь о пролитом молоке» // Научный диалог. – №6. – 2019. – 232–241.

Чаунина Н.В., Раздьяконова Е.Г. «Лирический диалог» Н. Гумилева и А. Ахматовой: коммуникативный аспект // Научный диалог. – №2. – 2020. – 275–286.

Чаунина Н.В., Бараханова Н.В. «Городской текст» в лирике Варвары Даниловой сквозь призму поэзии Серебряного века.//Научный диалог. -№11(1). - 313-326

15. Культурная и спортивная жизнь кафедры

   В ТИ (ф) СВФУ создана целостная система воспитательной и внеучебной работы, направленная на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студента. Целью воспитательной политики, реализуемой на кафедре филологии, является обеспечение оптимальных условий для становления и самоактуализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой корпоративной культурой, правильной гражданской позицией, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социально-культурному творчеству, воспитание студента-лидера.
   В реализацию внеучебной деятельности в институте включены различные структурные подразделения (отдел по ВУР, культурный сектор и др.), сотрудники кафедры филологии, студенческий актив, который представлен рядом студенческих организаций: ПОС, Студактив общежития, Отряд правопорядка общежития, волонтерский корпус, Совет обучающихся, Совет выпускников, а также Совет родителей обучающихся (председателем которого на настоящий момент является родительница студента кафедры филологии).
   Внеучебная и воспитательная работа кафедры реализуется по приоритетным направлениям деятельности.
   На кафедре филологии ведется организационно-методическая работа по ВУР: выстроена система работы ответственного по внеучебной работе, кураторов/ наставников академических групп, ведется систематическое ознакомление студентов с нормативными документами, информационное сопровождение студентов в различных аспектах.
   Выстроена система социально-педагогического сопровождения студентов, которая позволяет студенту-филологу максимально комфортно чувствовать себя в академической среде, развивать свои ресурсные потенциалы в различных направлениях при помощи лояльного сопровождения кураторами/наставниками, а также выстраивать личные и общественные рамки дозволенного. Большое внимание на кафедре уделяется адаптации студентов-первокурсников к новой среде: это и формирование баз данных студентов-первокурсников, выявление студентов групп риска и социально-незащищенных категорий, консультирование студентов-первокурсников по всем видам социальной помощи в институте, психологическое сопровождение студентов, привлечение первокурсников к участию в культурно-массовых/спортивных мероприятиях, позволяющее включить первокурсников в процесс формирования коллектива, формирования ЗОЖ. Так, студенты-филологи регулярно становятся победителями конкурсов в рамках традиционного «Посвящения в студенты».
   Большое внимание уделяется профилактике девиантного поведения у студентов, проявления экстремизма, национализма, иных видов асоциального поведения студентов. Данный вид деятельности реализуется через участие студентов кафедры во встречах, тренингах со специалистами отдела во ВУР, психологом, в беседах по антитеррористической безопасности, профилактике коррупции и действиям в чрезвычайных ситуациях, по предупреждению экстремизма, чрез тематические кураторские часы, участие студентов в круглых столах по вопросам профилактики со специалистами ОМВД, прокуратуры, ФСБ и иными компетентными специалистами.
   С целью развития культурно-нравственного, творческого, эстетического воспитания студентов, развития их вкуса и лидерских качеств, студенты-филологи регулярно привлекаются к участию в мероприятиях различного уровня (всероссийская акция «Библионочь», посещение тетра, музея, культурных программ на площадках города), а также к участию в них в качестве активного зрителя.
   Занятость студентов во внеучебное время в творческих кружках/секциях плодотворно сказывается на процессе самоопределения, самореализации студента, формирует умение работать на результат самостоятельно и в команде, способствует формированию умения тайм-менеджмента, что необходимо в современных условиях студенту-лидеру.
   С целью активизации активной гражданской позиции студента – будущего лидера общественного мнения – организовано активное участие студентов-филологов в различных мероприятиях города, района и республики: лектории «Патриотизм. Особенности работы власти в государстве», «День народного единства», участие в мероприятиях и акциях, приуроченных ко Дню города; Дню защитника Отечества, акции «Свеча памяти» и другие.
   Через занятия физической культурой, беседы с кураторами/наставниками, фельдшером, представителями медицинских учреждений, участие в спортивных секциях института, мероприятиях института/города/района формируется ЗОЖ студентов-филологов.
   С 2011 года студенты кафедры с 1 по 4 курс, так же как и все студенты ТИ (ф) СВФУ, обучающиеся на «хорошо» и «отлично», ежеквартально получают повышенные государственные академические стипендии по следующим направлениям: «спортивная деятельность»; «культурно-творческое направление»; «общественная деятельность».

16. Основные образовательные программы

Кафедра филологии является выпускающей кафедрой по 2 направлениям подготовки:
- 45.03.01 «Отечественная филология (русский язык и литература)»;
- 45.03.01 «Зарубежная филология (английский язык и литература)».