В нашем институте с 20 по 22 января 2016 года прошло интересное, значимое мероприятие – I районный научно-инновационный образовательный форум.
В течение трех дней педагоги, ученики и студенты из разных образовательных учреждений района принимали участие в работе форума.
Форум проходил в нестандартной, креативной обстановке.
Участники мероприятия были приглашены в «Интеллектуальное кафе МПТИ». Как и положено, в кафе, гостям предлагались разнообразные блюда из «очень вкусного меню». В тематическом меню присутствовали следующие «блюда»:
1. Методика составления школьных научных проектов.
2. Школьные патенты.
3. Бизнес-планирование.
4. Развитие творческой активности учащихся.
5. Как найти свое дело жизни?
Во второй день учащиеся и педагоги совместно с преподавателями МПТИ работали над совершенствованием школьных научных проектов. Работа велась по методике параллельного мышления «Шести шляп» Эдварда де Боно. Ребятам предлагались примерять шляпы разного цвета.
Белая шляпа: информация
Используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.
Красная шляпа: чувства и интуиция
У участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: критика
Позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий.
Желтая шляпа: логический позитив
Требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: креативность
Мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности.
Синяя шляпа: управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.
Каждый проект, принимавший участие в форуме, подвергся всестороннему анализу по методу параллельного мышления. В обсуждении слабых и сильных сторон проектов принимали участие не только научные консультанты и педагоги, но и сами школьники. Замечания были самые разные: по корректировке целей и задач, исходя из идеи работы, в выстраивании и в подсчете статистических данных и т.д.
В третий день работы форума проходили дебаты и викторина для школьников.
Викторина была посвящена истории высшего профессионального образования в мире.
В процессе дебатов школьники вместе с преподавателем кафедры гуманитарных, социально-экономических и правовых дисциплин Р.А. Якушевой дискутировали, обсуждая вопрос, возможно ли такое, что через время, абитуриенты центральных регионов России будут стремиться в Сибирь, на Дальний Восток, с целью получить высшее образование? В конце были сделаны выводы о том, что все очень субъективно, и каждый человек волен выбрать тот вуз, который ему наиболее предпочтителен.
Итоги дня показали, что наши ребята не только владеют хорошими знаниями, но еще и умеют отстаивать свое мнение.
А в это время педагоги были заняты подведением итогов за «круглым столом» с сотрудниками института.
Участники форума, рассмотрев и обсудив текущее состояние и перспективы развития научно-инновационной деятельности в образовательной сфере Мирнинского района,
РЕШИЛИ:
1. Для повышения эффективности научно-инновационной деятельности в образовательной сфере, охвата действующих специалистов отраслей экономики, научно-педагогических кадров считать целесообразным проведение в 2016-м году 1-го районного научно-инновационного образовательного форума и в дальнейшем проводить их ежегодно.
2. К числу первоочередных мер отнести:
-
создание условий для самореализации личностных творческих способностей учащихся, повышения массовости и результативности их участия в научной деятельности;
-
развитие педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ с целью формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся;
-
организацию и проведение на качественно новом уровне научных исследований в образовательных учреждениях района по приоритетным направлениям: экологическая безопасность, качество жизни на Севере, сохранение и развитие культуры народов Арктики, информационно-аналитическая, экспертно-консалтинговая поддержка инновационного социально-экономического развития района;
-
содействие повышению изобретательской активности учащихся и педагогов, осуществление правовой защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательных учреждений;
-
создание центров коллективного пользования на базах образовательных учреждений с учетом интеллектуальных ресурсов и материальной базы школ;
-
развитие на новой институциональной основе интеграции образования и науки: участие в совместных фундаментальных, прикладных и междисциплинарных исследованиях и др.;
-
проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров по инновационным образовательным технологиям, по методам научного творчества;
-
подготовка и публикация научных статей по результатам совместных исследований по приоритетным направлениям инновационного социально-экономического развития;
-
издание учебников, учебных пособий по инновационным образовательным технологиям, по методам научного творчества;
-
организация профессиональных конкурсов среди учителей;
-
предоставление обобщенной информации о материально-технических возможностях МПТИ (ф) СВФУ, других организаций города для проведения исследовательских и проектных работ школьников;
-
проведение научно-практических конференций на базе МПТИ (ф) СВФУ для школьников;
-
проведение отдельной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» для учащихся 1-4 классов;
-
рассмотрение возможности проведения научно-практической конференции «Шаг в будущее» в течение одного дня.
Форум посетили 120 человек из 15 образовательных учреждений района, из которых 11 школ, 2 ЦДОД, МРТК, МПТИ. Каждый участник получил сертификат и возможность развития творческих способностей через реализацию своего проекта.