Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

1
  • КОДЕКС КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет 
    имени М.К.Аммосова»


    Чтоб тебя на земле не теряли,
    постарайся себя не терять!
    Н. Добронравов

    Настоящий Кодекс вводится с целью укрепления и развития корпоративной культуры Университета, повышения уровня мотивации профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов, сотрудников для обеспечения сознательной поддержки стратегии и основных программ деятельности Университета, направленных на улучшение качества подготовки специалистов и повышение престижа вуза в российском и мировом образовательном пространстве. Кодекс регламентирует главные аспекты корпоративной культуры Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, обязательные для ее сотрудников и студентов.

    1. Сфера применения Кодекса корпоративной культуры

    Настоящий Кодекс разработан с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации, Устава и иных нормативно-правовых актов Университета. Положения Кодекса могут изменяться и дополняться по решению Ученого совета Университета, согласно вышеперечисленным документам.
    Кодекс содержит правила и стандарты поведения, распространяемые на всех членов коллектива Университета независимо от занимаемой должности, статуса и местопребывания – как внутри, так и вне вуза.

    Кодекс корпоративной культуры един для всего коллектива Университета и его филиалов и представительств. Администрация Университета, преподаватели, сотрудники и студенты добровольно принимают на себя обязательства по соблюдению принципов, норм и правил делового поведения, установленных в данном Кодексе.
    Каждое структурное подразделение Университета вправе уточнять во внутренних документах положения настоящего Кодекса применительно к специфике его деятельности, при условии согласования с отделом имиджевой политики Управления информационной политики и коммуникативных технологий.
    2. Стратегия развития университета
    Создание современного федерального вуза с большими возможностями развития и широким спектром образовательных программ по наиболее востребованным направлениям подготовки будет способствовать закреплению и привлечению населения страны в этот стратегически важный регион.
    Мы осознаем и высоко ценим особый статус Университета. Мы бережно сохраняем уже накопленный опыт и способствуем развитию новых традиций в комплексной подготовке будущих специалистов, традиций, основанных на глубоком фундаментальном образовании и сочетании учебного процесса с современной практикой.
    Наш Университет последовательно и целенаправленно использует лучшие достижения отечественной и зарубежной высшей школы в совершенствовании образовательных технологий. Стремление к новому и лучшему – основа высокой конкурентоспособности Университета, залог успешности его развития.
    Мы формируем команду профессионалов, непрерывно заботясь о повышении их квалификации, мотивации, верности Университету, социальной защищенности и преданности корпоративным ценностям.
    Мы формируем молодое поколение, для которого стремление к овладению знаниями является постоянной жизненной установкой. Куль-тура и воспитанность, широта эрудиции и стремление к лидерству, способность принимать ответственные решения, патриотизм и гордость за свое Отечество – эти жизненные ценности Университет стремится сформировать у нашей молодежи за годы обучения.

    3. Миссия университета
    Северо-Восточный федеральный университет создан в контексте реализации концепции долгосрочного развития Российской Федерации для укрепления лидерства России в образовании и научно-инновационных разработках в глобальном мире, прежде всего, среди арктических стран, северных народов и культур.
    Миссия Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова – взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России.

    4. Корпоративные символы
    Корпоративные символы являются одним из важных системообразующих элементов корпоративной культуры. Критерии их качества – узнаваемость, художественная и эстетическая ценность, выраженная способность к самоидентификации как Университета в целом, так и его сотрудников и студентов.
    Корпоративные символы Университета едины для всех структурных подразделений вуза. Изменение их возможно только в исключительных случаях и с согласия Ученого совета Университета. Статус и использование корпоративных символов регламентируется Положением о корпоративной символике.

    5. Корпоративные ценности

    Уважение к человеку – это уважение к праву личности на свободное выражение своего мнения, уважение мнений других и терпимое отношение к любым различиям между членами коллектива, открытость и доброжелательность в общении, а также в обсуждении проблем и совместном решении задач.
    Профессионализм – это глубокое знание своей специальности, ответственное и добросовестное отношение к обязанностям, качественное и своевременное выполнение поставленных задач, совершенствование профессионального уровня.
    Постоянное развитие и обучение – это непрерывное движение вперед, создание условий для развития талантов и способностей членов коллектива Университета.
    Сотрудничество – это открытое взаимодействие с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, базовыми предприятиями, хорошо скоординированная работа единой команды, в которой каждый отвечает за общий результат на благо всего Университета.
    Эффективность – это достижение максимальных результатов при условии оптимального использования человеческих, интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов.
    Инновационность – это разработка и внедрение научных исследований и технологий как в образовательном процессе, так и в различных областях общественно-экономического уклада и социально-культурного развития современной России.
    Преемственность – это верность традициям, наследование лучше-го опыта и обогащение его новыми идеями, определяющими вектор развития Университета как центра образования наук и культуры.
    Забота о ветеранах – это уважение к старшему поколению, при-знание его заслуг, сохранение и приумножение традиций, чествование и поощрение заслуженных работников Университета.
    Мотивация труда – Университет стремится создать эффективную систему материального и нематериального вознаграждения сотрудников.
    Социальный патернализм – Университет заботится о благосостоянии и социальной защищенности своих сотрудников и их семей, предоставляет различные формы страхования и реализует социальные программы.

    6. Основные этические нормы корпоративного поведения
    Взаимоотношения между Университетом и его сотрудниками
    Принципы управления Университетом во многом продиктованы спецификой его инновационной деятельности, что определяет стиль корпоративного управления как новаторский, основанный на перспективном видении задач и мобилизации коллектива Университета на их решение.
    Университет рассматривает человеческий ресурс как источник успешной деятельности. Учитываются личные интересы сотрудников, уделяется внимание развитию потенциала работника, обеспечению его социальными гарантиями. Отношения между работником и работодателем строятся на принципах долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств, предусмотренных контрактом.
    Все сотрудники Университета имеют равные возможности в области карьерного роста, возможность самореализации. Условия карьерного роста и факторы влияния на успешность карьеры в Университете одинаковы для всех.
    В Университете исключаются любые методы унижения достоинства людей, все формы дискриминации и протекционизма. Льготы и поощрения предоставляются на основе открытости, равенства возможностей и в соответствии со степенью вклада каждого работника в достижение общих целей.
    В Университете поощряется эффективное лидерство, которое состоит в умении видеть наиболее перспективные идеи и направления.
    Любой сотрудник Университета рассматривается как уникальная личность, поэтому менеджмент организации основывается на внимании к индивидуальным особенностям каждого. Все сотрудники находятся под опекой Университета, имеют социальную и правовую защиту и обеспечены максимальным вниманием к своим проблемам со стороны руководства.
    Обязанности сотрудников
    Цель работы каждого сотрудника – достижение высоких профессиональных результатов, оправдание доверия и ожиданий Университета.
    Каждый сотрудник призван быть достойным представителем Университета.
    Сотрудник университета разделяет стратегию и тактику управления вузом, принимает на себя ответственность за реализацию заявленных корпоративных целей и формирует результаты деятельности Университета.
    Сотрудников Университета отличает внимание к коллегам, студен-там и их родителям, партнерам и работодателям, а также нацеленность на совместную эффективную работу.
    Работа в Университете предполагает высокую результативность деятельности, что способствует упрочению имиджа вуза.
    Университет признает и уважает право сотрудников и студентов заниматься дополнительной научной, преподавательской, хозяйственной, финансовой и другой деятельностью, если эта деятельность является легитимной, не наносит ущерба законным интересам Университета, не мешает или не противоречит добросовестному исполнению этими лицами своих трудовых обязанностей в Университете, а также не наносит вреда репутации, имени, имуществу, партнерским отношениям, конфиденциальной информации и другим ресурсам Университета.
    Важным качеством считается готовность сотрудника к изменениям, вызванным требованиями времени, а также ориентация на динамичность и творческое исполнение заданий. Это предполагает такие качества, как самостоятельность и предприимчивость.
    При решении проблем и задач любого уровня поощряется инициатива работника, генерирование идей по оптимизации деятельности и повышению качества образовательного продукта.
    При разрешении возникающих в повседневной жизни и учебном процессе проблем сотрудники и студенты Университета руководствуются законодательством РФ, Уставом и Кодексом вуза.
    Сотрудники Университета не предпринимают действий, наносящих урон интересам Университета.
    Сотрудники Университета дают выступления и интервью СМИ всех уровней и широкой общественности в соответствии с нормами настоящего Кодекса (при необходимости консультируясь со специалистами отдела имиджевой политики, отдела по работе со СМИ Управления информационной политики и коммуникативных технологий СВФУ).
    Сотрудники Университета уважают частную жизнь коллег, не до-пуская какого-либо вмешательства в нее.
    Сотрудники Университета заботятся о своем здоровье, поддержании своего оптимального психологического состояния, работоспособности и о здоровье и состоянии окружающих.
    Отношения в коллективе
    Сплоченность коллектива и соучастие каждого сотрудника в достижении общего результата позволяют быстро и с низкими затратами решать текущие и перспективные задачи.
    Повышение конкурентоспособности Университета через работу сотрудников происходит путем организации совместной, коллективной работы и заботы о повышении квалификации работников. Приветствуется умение работать в команде.
    При общении и обсуждении рабочих вопросов с руководством и подчиненными недопустимы личностные влияния с любой стороны. Выработка решений должна соответствовать принципам целесообразности и справедливости.
    Приветствуется создание временных проектных групп для решения конкретных задач.
    Сотрудники и студенты обязуются проявлять разумную заботу о том, чтобы их действия не наносили вред другим, исполнять общепринятые и корпоративные нормы этики.
    Конфликт интересов
    Недопущение частных конфликтов во внутрикорпоративных отношениях является важным условием обеспечения успешной деятельности Университета.
    Предотвращение конфликта интересов предполагает четкое разделение функций между структурными подразделениями и обязанностями сотрудников.
    Разрешение конфликта производится таким образом, чтобы возможный ущерб от него для деятельности Университета был минимальным. Возникшая конфликтная ситуация разрешается в допустимо короткие сроки.
    О возникновении конфликтной ситуации информируются все стороны, обладающие возможностями для оперативного и эффективного разрешения конфликтной ситуации.
    При разрешении конфликта соблюдаются принципы справедливости и процедурной честности.
    Принятие решений по деловым вопросам не должно быть отягощено какими-либо личными, семейными и иными соображениями.
    При возникновении конфликтной ситуации между подразделениями Университета приоритетным направлением решения конфликта являются интересы Университета как вуза в целом.

    7. Деловой этикет
    Нормы делового этикета в коллективе
    Для создания и поддержания комфортной рабочей обстановки сотрудникам Университета рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила делового этикета:
    • уважительно относиться друг к другу,
    • обращаться к коллегам, руководителям и подчиненным на "Вы" и по имени-отчеству,
    • не заниматься в рабочее время делами, не связанными с выполнением служебных обязанностей,
    • не демонстрировать коллегам свое плохое настроение,
    • не сквернословить, не проявлять несдержанность и агрессию,
    • сердечно и искренне хвалить коллег за хорошо выполненную работу,
    • всегда извиняться за свое некорректное поведение,
    • помогать коллегам, делиться знаниями и опытом,
    • обсуждать проблемы своего карьерного роста только с непосредственным руководителем,
    • не обсуждать личные или профессиональные качества коллег в их отсутствие.
    8. Этика преподавателя и сотрудника
    Преподаватель и сотрудник должны стремиться быть образцом для подражания по отношению к студентам. Они обязаны следить за своим внешним видом и своей речью. Преподаватель должен быть носителем духовной культуры и лучших традиций отечественной интеллигенции.
    Недопустимы опоздания на занятия или лекции. Если преподаватель опоздал на занятие, он должен извиниться перед аудиторией, а в случае невозможности прочесть лекцию или провести занятие в полном объеме, предложить студентам восполнить пробел за счет своего личного времени.
    Доброжелательность и внимание к коллегам должны быть поведен-ческой нормой преподавателя в Университете.
    Находясь вне Университета, преподаватель не должен забывать о своем особом общественном статусе – духовного и нравственного наставника молодежи и своей принадлежности к Северо-Восточному федеральному университету имени М.К.Аммосова. В соответствии с этим преподаватель не должен своим поведением компрометировать себя и Университет.
    9. Этика студента
    Взаимоотношения между студентами и преподавателями строятся на принципах взаимоуважения, не допускаются грубость, сквернословие, ущемление чести и достоинства других лиц, нанесение им морального или материального ущерба, совершение противоправных действий.
    Поощряются различные формы общения студентов и преподавателей – совместное обсуждение и решение учебных вопросов, выполнение проектов.
    При разрешении возникающих в учебном процессе проблем студенты Университета в первую очередь руководствуются Уставом и Кодексом.
    Студенты и аспиранты могут рассчитывать на доступность всей информации по изучаемым курсам и на постоянное обновление информации. Они имеют право прослушать курс в полном объеме, предусмотренном программой.
    Обучающиеся вправе получить полную информацию о механизмах осуществления финансовых платежей, связанных с их обучением.
    Обучающиеся имеют возможность непосредственного и (или) опосредствованного общения с преподавателями и другими сотрудниками Университета в необходимом объеме для получения и усвоения знаний.
    Все необходимые материалы, программы, а также техническое обеспечение, в рамках выбранного учебного курса, всегда доступны для студентов.
    Вся информация о студентах и их успеваемости является строго конфиденциальной и не может свободно разглашаться сотрудниками Университета.
    Студенты обязаны знать все правила и инструкции Университета, имеющие отношение к их правам и обязанностям. Они могут рассчитывать на доступность инструкций и правил.
    Студенты обязаны регулярно посещать занятия, выполнять предусмотренные учебными планами задания, своевременно проходить промежуточный и итоговый контроль.
    В Университете студенты обязаны здороваться со всеми вне зависимости от возраста или статуса человека. Студенты первыми здороваются с сотрудниками Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова и преподавателями, независимо от того, учатся они у них или нет. Если у входных дверей, на пропускном пункте, перед лифтом образовалась очередь, студенты должны пропускать преподавателей, юноши – девушек.
    Войдя в Университет, юноши должны снять головные уборы. Верхнюю одежду студентам следует сдать в гардероб. Недопустимо появляться в верхней одежде в учебных аудиториях, лабораториях, кабинетах, столовой и других местах общего пользования.
    Студентам рекомендуется приходить на занятия аккуратно одетыми и причесанными. Предпочтителен деловой стиль. Запрещено во время занятий находиться в университете в шортах или спортивной одежде (исключение составляют занятия по физической культуре и спорту).
    Студенты обязаны вовремя приходить на занятия. В случае опоздания студент должен извиниться, не привлекая внимания, и занять ближайшее свободное место в аудитории. Преподаватель имеет право удалить студента с занятия за нарушение дисциплины или норм этики настоящего Кодекса. Студент обязан подчиниться, не вступая в пререкания. После занятий необходимо вежливо объясниться и извиниться перед преподавателем.
    Студенты должны уважительно относиться к окружающим не толь-ко внутри Университета, но и за его пределами. В общественном транспорте уступать сидячие места инвалидам, людям пожилого возраста, пассажирам с маленькими детьми, юноши – девушкам.
    Принимать пищу следует в предназначенных для этого местах, но не в аудиториях. Недопустимо оставлять мусор на столах, плевать и сорить.
    Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен либо переведен в режим вибрации.
    На различных мероприятиях: собраниях, торжественных заседаниях, деловых встречах, концертах, праздниках необходимо относиться к выступающим с уважением, соблюдать тишину и порядок. В случае необходимости разрешается покидать зал в паузах между выступлениями.
    Студенты должны называть преподавателей и сотрудников университета по имени-отчеству. В общении преподаватели и студенты должны обращаться друг к другу на «Вы».
    Студенты не должны перебивать преподавателей во время чтения лекции. Если студенту нужно обратиться к лектору, то он должен поднять руку и дождаться ответной реакции со стороны преподавателя.
    Сумки больших размеров студенты должны ставить в специально отведенное место, если таковых нет, то на пол рядом со своим местом, так, чтобы не мешать другим студентам и преподавателям.
    В общении между собой студенты должны быть взаимно вежливы, не допускать унижение товарищей, дискриминацию по какому-либо признаку – гендерному, возрастному, расовому, социальному и др., а также любые проявления агрессии.
    В учебном процессе приветствуется взаимопомощь, в общении – искренность, открытость и толерантность.
    Недопустимо пренебрежительное отношение к студентам младших курсов и проявление высокомерия.
    Приветствуется стремление к созданию творческой, работоспособной и дружественной атмосферы в своей группе, на курсе, на факультете. Индивидуальное лидерство должно способствовать коллективному созидательному процессу, а не разрушать его.
    Студенты должны стремиться к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек.
    Статус студента Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова – высокая честь и большая ответственность. Культура, интеллект, нравственность, толерантность и стремление к духовному росту – это ключевые качества студента СВФУ.
    Студент не должен:
    • участвовать в любых действиях, сопряженных с обманом, нечестностью или введением в заблуждение преподавателей;
    • курить в корпусах и не отведенных для этих целей местах;
    • неуважительно вести себя по отношению к преподавателям, сотрудникам и товарищам;
    • пропускать занятия или опаздывать на них без уважительной причины;
    • покидать аудиторию во время занятий без разрешения преподавателя;
    • распивать спиртные напитки на территории Университета и Студгородка СВФУ.

    Деловая одежда
    Внешний вид каждого сотрудника и студента должен соответствовать статусу Университета. Рекомендуется придерживаться следующих правил ношения деловой одежды:
    • стиль деловой одежды должен быть консервативным и сдержанным,
    • одежда должна быть аккуратной и соответствовать принятым в мире стандартам деловой одежды,
    • женщинам не следует носить в рабочее время короткие юбки, броские украшения и одежду, открывающую спину и плечи.

    10. Ответственность за исполнение Кодекса
    Каждый сотрудник Университета несет моральную ответственность за выполнение настоящего Кодекса.
    Нарушение положений Кодекса рассматривается как действие, не совместимое со статусом сотрудника или студента Университета.
    Контроль за соблюдением Кодекса корпоративной культуры возлагается на руководителей подразделений Университета.

    11. Базовые понятия
    Корпоративная культура – это система общих социальных интересов, убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются правилами и стандартами, определяющими, как должны работать и вести себя сотрудники в данном Университете.
    Корпоративный дух – общее корпоративное "Я", объединяющее в себе индивидуальные особенности работников Университета через механизмы самоидентификации, сплочения, осознания работниками общности целей Университета, гармонизации отношений между личными и общими целями и приводящее к общему успеху.
    Корпоративный стиль Университета формируется на основе миссии, стратегических целей и задач в соответствии с основными принципами корпоративной культуры. Внешние признаки корпоративного стиля выражаются в корпоративной символике Университета (цвет, логотип, флаг, эмблема, гимн, фирменная одежда, знаки отличия и другие элементы), отраженной в визуальном восприятии объектов и субъектов организации (офисов, зданий, сооружений, корпоративных СМИ, web-сайтах, Internet, Intranet, публикациях и информационных сообщениях) и его персонала.
    Команда – временная или постоянная организационная единица, предназначенная для выполнения определенных задач, служебных обязанностей или каких-либо работ.
    Имидж – внутренний (существующий в сознании работников) и внешний (существующий в сознании партнеров, инвесторов, органов власти и субъектов гражданского общества) образ Университета.
    Миссия – философия и предназначение, смысл существования Университета, в котором проявляется отличие данного Университета от ей подобных; сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.
    Деловая этика – совокупность этических норм и принципов, которыми руководствуются работники Университета в своей деятельности.
    Деловой этикет – порядок поведения работников Университета, включающий систему регламентированных правил поведения в раз-личных деловых ситуациях, в том числе при деловой переписке, деловом общении, приеме на работу, обращении к руководству и т.д.
    Конфликт интересов – ситуация выбора между интересами коллектива в целом и интересами отдельного субъекта или группы субъектов, участвующих в корпоративных отношениях.


    СКАЧАТЬ ТЕКСТ


    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA