Колонка ректора

«Рентген для региона». Интервью ректора СВФУ Евгении Михайловой в «Российской газете»

В Якутии разворачиваются масштабные научные исследования, по результатам которых будут определены на долгосрочную перспективу пути развития самого крупного региона России. Значительный объем работы в рамках комплексной экспедиции предстоит провести коллективам Северо-Восточного федерального университета. О задачах и особенностях этих исследований рассказывает ректор вуза Евгения Михайлова.

 Якутия

«Российская газета»:Евгения Исаевна, это уже вторая комплексная экспедиция – первая была проведена в 1925 – 1930 годах. Почему дважды выбрана именно Якутия?

Евгения Михайлова:Инициатором проведения комплексной экспедиции выступил глава республики Егор Борисов. Руководство страны его поддержало и поручило организовать проведение исследований правительству и Академии наук России.

Дело в том, что наша республика – не просто самый большой по территории, но и во многих отношениях уникальный регион. Он очень богат природными ресурсами – всевозможными, не только ископаемыми, и в то же время нигде в мире людям не приходится жить в столь экстремальных условиях. Экспедиция потому и называется комплексной, что ее участникам предстоит изучить все сферы жизнедеятельности в этом суровом краю и определить оптимальные пути развития по всем направлениям. Сверхзадачей исследований является повышение качества жизни населения. Чтобы люди получали хорошее образование и медицинское обслуживание, могли найти высокооплачиваемую работу по душе, жили в комфортных условиях и, главное, долго.

Может показаться, что для этого совсем не обязательно тратить пять лет на исследования. Однако давайте посмотрим, что влияет, к примеру, на продолжительность жизни. Уровень медицины (первое, что приходит на ум) может оказаться как раз далеко не на первом месте. Ведь наши годы сокращают вредные привычки, некачественное питание, холодные дома, травматизм в быту, на производстве и на дорогах, преступность, плохая экология…


Но как сохранить природу в чистоте, если основной вектор развития республики на обозримую перспективу связан с добычей полезных ископаемых? Представляете, какое поле деятельности для исследователей! Те же вредные привычки могут порождаться целым пластом проблем, от отсутствия в селе спортзала до невозможности трудоустроиться. То есть, чтобы создать условия для увеличения продолжительности жизни на Севере, необходимо много чего изучить, переосмыслить и принять верные решения не в общем и целом, а применительно к конкретным районам, населенным пунктам, отраслям, профессиям, сферам деятельности.

«Российская газета»: Какая роль в этих исследованиях отведена СВФУ?

Евгения Михайлова: Всего в программу экспедиции в 2016 году было включено 114 тем. Исполнителем по 37 из них является наш вуз. Они делятся на пять направлений, причем это деление весьма условно, поскольку многие исследования носят междисциплинарный характер.

Разделить по степени важности проекты невозможно. К примеру, два самых масштабных пласта (по 13 тем) посвящены повышению качества жизни населения и прогнозированию и предотвращению чрезвычайных ситуаций в условиях меняющегося климата. Все это, безусловно, очень важно. И в то же время коллектив ученых нашего Института естественных наук будет изучать  якутскую лошадь и даже исследовать ее геном. Казалось бы, причем тут лошади? Между тем, коневодство в Якутии – самое перспективное направление мясного животноводства. Не случайно эта тема включена в блок «Обеспечение продовольственной безопасности».

«Российская газета»: Речь идет о кабинетной работе, или исследования связаны с экспедиционной деятельностью?

Евгения Михайлова: Если мы хотим знать о генетическом здоровье якутян, живущих в арктической зоне, конечно, обязательно надо выезжать туда и работать на месте. Подобные исследования проводились и в прошлые годы, какие-то познания у нас есть, мы приобщаем их к новым данным. Но чтобы получить новую информацию, кабинетной работой не обойдешься.

Чтобы составить карту здоровья населения, надо тоже ездить по республике. Или взять перспективы развития образования – из Якутска и тут ничего не увидишь. К примеру, считается, что малокомплектная школа – предел мечтаний жителей маленьких населенных пунктов. А это давно не так. Родители стали мудрее и хотят учить детей в современных полнокомплектных школах, поэтому перебираются туда, где они есть. Да при этом еще задаются вопросами: где будут работать их ребятишки, когда вырастут? То есть, на школе завязываются миграционные процессы, рынок труда, вопросы строительства… Если не отреагировать вовремя, одни населенные пункты будут пустеть, а другие, куда устремятся миграционные потоки, испытывать нехватку жилья и объектов соцкультбыта. Все это надо обследовать, понять, а потом спрогнозировать развитие ситуации на десятки лет вперед и выдать соответствующие рекомендации.

«Российская газета»: Кто станет потребителем этих рекомендаций? Для кого они будут предназначены?

Евгения Михайлова: Для власти и общества.

«Российская газета»:  И как скоро они будут выработаны?

Евгения Михайлова: Экспедиция поделена примерно на три этапа. На первом коллективы исследователей собирают данные, делают своего рода срез – смотрят, как что выглядит в той или иной сфере. Затем результаты полевых исследований надо будет обобщить, проанализировать, а в случаях, когда речь идет о междисциплинарных темах, сопоставить с данными других научных групп, работающих в смежных направлениях. Вот так в 2018 – 2019 годах будут подготовлены прогнозные материалы. А уже в 2020-м от участников экспедиции следует ждать конкретных научно обоснованных предложений по каждому направлению.

«Российская газета»: Какие силы выделил университет для участия в исследованиях?

Евгения Михайлова:  От нашего вуза работают 682 человека. Это профессора, преподаватели-исследователи, аспиранты.

«Российская газета»: Много. Нет ли опасения, что отвлечение такого большого числа людей может сказаться на качестве обучения студентов?

Евгения Михайлова: Нет. Наши специалисты не первый год занимаются научно-исследовательской деятельностью. Их работа – не только лекции читать. Но, конечно, учитывая масштабы исследований, мы договорились с руководителями проектов, что экспедиционными делами они будут заниматься не в учебное время. В основном – в период отпусков, особенно когда речь идет о командировках. Это не наше изобретение. В некоторых институтах Якутского научного центра СО РАН люди тоже берут не оплачиваемые по основному месту работы отпуска, чтобы в течение двух-трех месяцев проводить исследования на выезде.

 

Владимир Таюрский, «Российская газета»