Личности

Светлана Максимовна Петрова

В век, когда мир стал глобальным и образование становится глобальным. 
СВЕТЛЫЙ ПУТЬ

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь  

                                                                                                                                                                                    В. Ключевский 

 

В ноябре месяце 2015 года общественность широко отметила 80-летие развития русской словесности в Республике Саха (Якутия). Сегодня никому не нужно доказывать необходимость развития филологического образования в мире современных коммуникаций. Ведь ее прорывное развитие в нашей северной республике стало возможным благодаря усилиям нескольких поколений истинных просветителей, педагогов и ученых, которые создали прочный фундамент знаний. Тем отраднее, что среди нас есть личности, которые посвятили  годы жизни и вложили душу в становление гуманитарных наук. Представляем вашему вниманию интервью с доктором педагогических наук, профессором Петровой Светланой Максимовной, которая без малого сорок пять лет трудится в стенах СВФУ.

СПРАВКА  

Ученое звание и учёные степени: доктор педагогических наук, профессор.

Обязанности: заведующий кафедрой русского языка как иностранного.

Достижения и поощрения:

Заслуженный работник образования РС(Я) (1995); Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2002); Почетные знаки Правительства РС(Я)- «Гражданская доблесть» (2005) и Министерства образования РС(Я) «Учитель учителей» (2001), «Отличник  образования» (2011); Академик Петровской академии наук и искусств (2005).

- Светлана Максимовна, что вы можете рассказать о ваших детских годах? Как вы выбрали будущую профессию?

- Я помню, что с детства мечтала стать… агрономом. Даже занималась в кружке «Юный натуралист». О профессии учителя даже не думала. После окончания школы поступила на историко-филологический факультет, потому что любила литературу. Мой выбор стать учителем решила педагогическая практика, которую я проходила в средней школе №3. В то время это была самая лучшая школа города Якутска. Думала, что вообще не смогу проводить уроки, но дети на моих уроках сидели хорошо, и я утвердилась в мысли, что стану учителем. После окончания университета решила поехать в сельскую школу. Поработав в школе,  поняла, что действительно могу быть учителем.

- Расскажите о ваших студенческих годах в Якутском госуниверситете? Чем отличается поколение студентов 60-х годов XX века от наших современников?

- Я отношусь к поколению студентов-шестидесятников. А 60-е годы – это особое время не только в нашей жизни, но и в жизни всей страны. Достаточно сказать, что кумирами молодежи того времени, повлиявшими на  наше становление,  были такие поэты, как  А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина и др. В 1961 году в космос полетел Ю.А. Гагарин, что всколыхнуло не только всю страну, но и весь мир.

Для нас, студентов, это была пора юности, мечтаний, веры во что-то хорошее. По-моему, и для всей страны было такое время. 

Решение быть учителем претерпевало сложный процесс. Ведь мы долгое время сами себя не знаем, не знаем, на что способны. Все решали практики, которые мы проходили в процессе обучения, и с каждым разом я утверждалась в мысли, что хочу попробовать себя на этом поприще: «Смогу ли я?»

- Кого вы можете назвать наставником, повлиявшим на ваше профессиональной становление?

- Вначале это, конечно, мой школьный учитель русского языка и литературы Изабела Ивановна Григорьева, которая приоткрыла мне дверь в мир литературы. А войти в этот мир – это уже мой выбор. Во время учебы в университете это была Зинаида Николаевна Альбина, человек высочайшей человеческой и профессиональной культуры. Она преподавала историю русской литературы. До сих пор помню её лекции. Но запомнилось и другое.  Мы учились в старом здании по ул. Короленко. Оно отапливалось дровами. Конечно, было холодно, но Зинаида Николаевна входила в аудиторию в туфлях, строгая и торжественная. Я думаю, что это было выражение уважения к студентам: навсегда запомнились эти «уроки этики». Конечно, я очень благодарна и Тамаре Ивановне Орловой, нашему методисту по литературе. Пришедшая из школы, она, учитель-практик, с большим тактом вводила нас в неведомый  мир преподавания литературы.

- Вы были активным участником становления  и образования кафедры методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе в составе филологическом факультета. Расскажите, как происходил этот процесс?

- Я думаю, что, если бы после окончания университета не работала в школе, даже не знаю, как бы сложилась моя профессиональная судьба.  Поработав в школе, поняла, что профессия учителя – это моя судьба. Поэтому всем выпускникам педагогических факультетов советую сначала поработать в школе, чтобы проверить, на что вы способны. Кстати, именно в школе нашла тему своих  будущих научных исследований. Когда в школьной программе я увидела раздел «Зарубежная литература», то была очень удивлена. В школе мы не изучали зарубежную литературу. В вузе тоже не обращали внимания на эту проблему. Пришлось мне якутским детям рассказывать о  комедии французского драматурга XVII в. Ж.- Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», в самой теме которой им не было понятно ни одно слово. Именно поэтому проблема изучения зарубежной литературы в якутской школе стала темой моей кандидатской диссертации. Дальше - больше… Ни одна литература не развивается изолированно, и нужно, чтобы наши ученики поняли, что на развитие русской литературы большое влияние оказала зарубежная литература, а якутская литература немыслима без влияния русской литературы. Так рождалась тема моей докторской диссертации «Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в национальной (якутской) школе».
Я заведовала кафедрой методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе десять лет, с 1990 по 2000 гг. , переняв эстафету от первой зав. кафедрой Т.А. Щербаковой. Создание, становление и развитие любой кафедры – это сложный, многолетний труд и бесконечный процесс профессионального, методического, кадрового совершенствования, и многое зависит  от того, что происходит с образованием в нашей стране. Долгое время на методику, как на педагогическую науку, смотрели как на нечто вторичное, и  именно такое отношение к ней бумерангом обернулось против тех, кто считал, что главное - это теория.

- Как складывались ваши научные предпочтения? Расскажите о ваших научных интересах и достижениях.

- Как я отмечала выше, все началось с работы в школе. Ведь тогда, в 60-е годы прошлого века, не говорили о научно-исследовательской деятельности учителя, хотя именно в школе заложена кладезь идей, которые нужно развивать и вносить в практику.
Я поступила в аспирантуру через 11 лет после окончания университета, когда в голове уже сложилась определенная система понятий, знаний не только о методике, но и о жизни. К науке нельзя относиться легко и поверхностно. Заниматься наукой – это огромный, подчас каторжный труд. Но тем радостнее победы и достижения. Мне очень повезло с мои научным руководителем, д.п.н., профессором Л.В. Тодоровым. Это был очень известный методист, большой авторитет в методике стихосложения. Он предоставил мне свободу действия, и это доверие предполагало особую ответственность за свою работу. Думаю, что  оправдала доверие моего Учителя. Темы моей кандидатской и докторской диссертаций диссертационным советом НИИ НШ МП РСФСР оценивались как «новая страница в развитии методики преподавания русской литературы в национальной школе». И это сказано не для похвальбы. Я благодарна судьбе, которая познакомила меня с выдающимися учеными-методистами нашего времени: Г.И. Беленьким, Т.Ф. Курдюмовой, Н.Н. Светловской, М.В. Черкезовой, Г.А. Обернихиной, которые дали высокую оценку моим научным исследованиям.
Мои научные интересы не менялись, но находили несколько иные точки соприкосновения. В частности, меня интересовали проблемы профессиональной подготовки будущего учителя-словесника на РОЯШ. Вышли мои программы и учебное пособие «Графико-символический анализ художественного произведения в системе профессиональной подготовки будущего учителя-словесника» (2009 г.). В его основе уже лежали новые подходы к этой проблеме – это семиотика, синергетика, то, о чем сейчас начали говорить, но не в области педагогических и гуманитарных наук, а применительно к школьной или вузовской практике.
Если говорить о достижениях, то я несколько раз принимала участие в профессиональных конкурсах ЯГУ (СВФУ), удостаивалась званий: «Лучший доцент», «Лучший профессор», «Лучший научный руководитель», «Лучшая научно-методическая статья».

- Каковы перспективы развития гуманитарного направления в образовательном пространстве СВФУ?

- Я помню изречение одного великого человека, выдающегося культуролога-структуралиста Клода Леви-Стросса: «XXI век будет веком гуманитарных наук – или его не будет вовсе». И это так. В век, когда мир стал глобальным и образование становится глобальным. Люди должны больше понимать друг друга, уважать и понимать ценности другого человека.
Что касается гуманитарного направления в образовательном пространстве СВФУ, то я думаю, что перспективы есть. Но технологии обучения должны соответствовать требованиям времени. Современная молодежь не та, что была десять или двадцать лет назад. Время другое, и она другая. Она не лучше и не хуже нас, она другая. И нужно это принимать, и лучше понимать молодых людей.

- В данное время вы являетесь зав. кафедрой русского языка как иностранного. Каковы особенности работы с иностранными студентами? Много ли их в данное время?

- Кафедра РКИ (Русский язык как иностранный) создана на ФЛФ три года назад. Она находится  на стадии становления и развития. Практика показала, что обучать иностранцев русскому языку, а иногда и «с нуля», это огромный труд, требующий больших знаний не только по спецдисциплинам, но и по смежным  наукам. Он требует большого терпения, такта, уважения к обучающимся и большой самоотдачи. Сегодня на кафедре обучается около ста иностранцев. География стран, откуда приезжают иностранцы, достаточно обширна: от Гайаны до Японии, от Афганистана до Западной Африки.

- Каковы перспективы обучения  иностранных студентов в СВФУ? Что может их привлечь?


- Это достаточно сложный вопрос и требует решений на уровне правительства РФ. Что касается нашего университета, то мы делаем все возможное, чтобы привлечь к нам иностранцев. В этом плане большую работу проводит руководство нашего университета и Управление международных связей. Но есть проблемы объективные: климат, логистика и др. Но те иностранцы, которые у нас учатся, на мой взгляд, в принципе, довольны своим пребыванием здесь. Им нравится природа, даже наши морозы, а особенно им нравится общежитие. Они отмечают дружелюбие местных жителей. Конечно, у всех у них свои привычки, менталитет, что нельзя не учитывать. Пока больших проблем в их обучении русскому языку нет.

- Ваш прогноз. Будут ли востребованы специалисты по гуманитарному направлению в условиях интенсивного технологического прогресса?

- Специалисты по гуманитарному направлению, как правило, это учителя. А они всегда будут востребованы. Другое дело, с каким багажом знаний они придут в школу. Сегодня школа очень изменилась, и она ждет учителя новой формации. Будут ли наши выпускники соответствовать этим требованиям? Вот в чем вопрос. Значит, нужно менять характер обучения в вузе, использовать современные технологии применительно к своему профилю. И второе, к нам часто поступают выпускники школ, изначально не нацеленные на работу в школе, и все их обучение направлено только на получение диплома, а потом эти люди работают в сфере торговли и т.д. Это тоже проблема, и решать её можно только сообща, и на государственном уровне. 
- В каком направлении Вы посоветуете работать студентам, которые решили связать свою жизнь с изучением  гуманитарных наук?

- Во-первых, нужно принимать активное участие  в работе студенческих научных кружков, определить тему своего научного исследования, участвовать в студенческих научных конференциях, постоянно совершенствовать свои знания, читательскую культуру и … учиться, учиться и учиться.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

- У меня замечательная семья. Муж – Николай Федорович. Раньше он работал в театре. Сейчас на пенсии. Дочь – Милана, кандидат медицинских наук, работает в Медицинском институте.

  БЛИЦ-ОПРОС

- Какое время года вам больше по душе?

- Весна.

- Любимые писатели.

- Якутские – Семен Данилов, И. Гоголев; русские – Н.В. Гоголь, Р. Рождественский, Ю. Поляков;  зарубежные – О. Бальзак, Ч. Диккенс.

- Самый долгожданный праздник.

- Новый год.

- Стиль одежды.

- Тот, который мне идет.

- Какие черты характера вам наиболее приятны в людях?


- Доброта и порядочность.

- Какие черты характера вами неприемлемы?


- Лицемерие и непорядочность.

- Чем занимаетесь в свободное время?


– Фотографированием.

- Любимое место отдыха.


- Дача.

- Ваше жизненный девиз.


– Через тернии – к звездам.

- Ваши пожелания нашим читателям.

- Наша читательская аудитория разновозрастная, от первокурсников до профессоров. И пожелания, конечно, дифференцируются. Студентам я бы хотела пожелать большей культуры поведения, понимания, что именно вы представляете собой будущее нации, страны. Через несколько лет вы получите диплом, вольетесь в огромную армию специалистов. От каждого из вас зависит ваше же будущее, которое вы формируете сегодня. Занимайтесь самосовершенствованием, и результат не замедлит сказаться.
Что касается моих коллег, которые отдали немало лет воспитанию молодого поколения, я бы хотела пожелать, чтобы вы всегда оставались для молодых примером высокого профессионализма, человеческого достоинства и чести, чтобы вы могли сказать, что ваша жизнь прожита не зря, что воспитание сегодняшней молодежи в надежных руках ваших преемников.
 Успехов всем!
 
Материал подготовила Мария Прокопьева