Личности

Пальмира Георгиевна Петрова

Врач – это не просто профессия, ибо человек, взявший на себя ответственность за жизнь другого, должен служить этому делу постоянно, независимо от времени суток, года.
О достижениях медицинской науки Якутии из первых уст

Впервые обладателем университетского ордена «Слава и величие СВФУ» заслуженно стала директор Медицинского института СВФУ Пальмира Георгиевна Петрова. Церемония вручения знака прошла на собрании, посвященном 80-летию высшего профессионального образования в Якутии.

Имя профессора, д.м.н. Петровой П.Г. широко известно не только в республике, но и далеко за ее пределами. Ведь под ее началом развивается, без малого с 1996 г., один из самых северных Медицинских институтов страны. За это время образовательное учреждение стало не только настоящей кузницей кадров системы здравоохранения республики, но и ознаменовало собой прорывное развитие профильного образования в целом. Представляем вам интервью из первых уст.

СПРАВКА

Ученое звание и учёные степени: доктор медицинских наук (1995), профессор (1996), академик Академии наук Республики Саха (Якутия)(1996)

Обязанности:

• Директор медицинского института СВФУ им. М. К. Аммосова с 1996г. по настоящее время.

• Заведующий кафедрой нормальной и патологической физиологии МИ СВФУ им. М. К. Аммосова с 1985г. по настоящее время.

Научные интересы: экология, адаптация, здоровье человека на Севере, нормальная и патологическая физиология, иммуногенная реактивность, медицинское образование.

Почетные звания:

- Заслуженный деятель науки РС(Я) (1998);

- Почетный знак имени Софьи Сидоровой РС(Я) (2004);

- Заслуженный работник высшей школы РФ (2005);

- Лауреат Государственной премии РС(Я) в области медицинской науки и здравоохранения им. П.А. Петрова (2007);

- Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2008);

- Золотая медаль Академии наук РС(Я) (2010);

- Благодарность Президента Российской Федерации (2014);

- Орден «Слава и величие СВФУ» (2014).

­­­­­­­­­­­­­­­­­

- Расскажите, почему Вы избрали в свое время профессию врача? Какие обстоятельства повлияли на выбор?

- Я родилась в семье медицинских работников вторым ребенком в Усть-Янском районе, с. Куогастах, куда они были направлены по распределению после окончания Якутской фельдшерско-акушерской школы в 1940 г. У них была заветная мечта – продолжить свое образование в г.Ленинграде – Северной Пальмире. Но помешала война, и их несбывшуюся мечту реализовала я. Родители воспитали меня на своем примере таким образом, что я не представляла себя никем, кроме как врачом. Это были исключительно преданные своей профессии люди. Отец, Георгий Титович Карадчин, от природы талантливый человек, в народе прославился как «глазной врач», который спас от слепоты тысячи людей, страдающих трахомой, катарактой и другими глазными недугами. Ни один больной, обратившийся к нему, не остался без помощи, ибо он оказывал и терапевтическую, и педиатрическую и хирургическую помощь. Поистине отец был земским врачом, в исконном понимании этого слова, со всеми лучшими качествами, присущими людям этой профессии.

Мать, Шадрина Ксения Григорьевна, акушерка, за многие годы приняла сотни и сотни родов. У неё был талант сопереживать, её высокая ответственность и умение принимать смелые решения спасли жизнь многим женщинам Верхневилюйского района. Хотя по натуре она была очень мягким человеком с красивым чистым голосом, которым завораживающе пела романсы и мелодичные якутские песни.

- Расскажите о студенческих годах.

- В 1961 г. после успешного окончания Верхневилюйской средней школы им. И. Барахова поступила на медицинский факультет Якутского госуниверситета. В школе нам повезло, так как мы учились у таких прекрасных истинных учителей как Золотарева-Кислицина Зоя Андреевна (математик и наш классный руководитель), Николаева Анастасия Григорьевна (учитель русского языка и литературы), Одорусов Петр Поликарпович (химик), Седалищев Анатолий Иванович (историк), Спиридонов Дмитрий Спиридонович (директор школы) и Алексеев Михаил Андреевич (физик, народный учитель СССР). Эта плеяда талантливых профессионалов дала нам такие базовые знания, что мы могли поступить в любой вуз страны. Но почему-то я считала, что учиться должна только в университете. Может повлияли беседы с моим дедушкой по матери Григорием Абрамовичем Шадриным, который с такой гордостью говорил слово «университет», что появилась уверенность – самое хорошее образование можно получить только в стенах этого учебного заведения.

Я думаю, что не ошиблась. В том году нас поступило семьдесят пять человек и большинство были люди со стажем – медсестры, фельдшера и акушерки. Со мной в одной группе учился Алексеев Яков Федорович, фельдшер, коллега папы. Его приняли в виде исключения, так как тогда в вуз поступали люди в возрасте до тридцати пяти лет, а ему было уже тридцать шесть. Конечно, было очень сложно учиться, особенно на младших курсах, но мы все друг друга поддерживали. После занятий вместе готовились к завтрашнему дню, даже учебников и препаратов не хватало на каждого. Меня официально прикрепили к Якову Федоровичу, и мы с ним постоянно занимались вместе. Так он с нами и закончил. В те времена вообще никто не уходил в академический отпуск ни по какой причине, настолько все были целеустремленны и мотивированы, что возможность отстать от своих даже не обсуждалась.

Я горжусь многими своими однокурсниками. Все они стали известными врачами, организаторами здравоохранения, уважаемыми людьми – Яковлев Прокопий Николаевич, к.м.н., доцент, в течении десяти лет работал деканом медфака, заслуженный врач РФ, министр здравоохранения РС(Я); Станкевич Тамара Семеновна, заслуженный врач РФ, акушер-гинеколог; Иноземцева Клавдия Максимовна, заслуженный врач РС(Я), депутат Верховного Совета ЯАССР; Иноземцев Олег Георгиевич, заслуженный врач РФ, травматолог; Романов Тит Васильевич, заслуженный врач РС(Я), травматолог; мои коллеги – Степанова Галина Касьяновна, д.м.н., профессор кафедры нормальной и патологической физиологии; Колмогорова Татьяна Ивановна, к.м.н., доцент кафедры фтизиатрии; Кугаевская Аврора Андреевна, к.м.н., доцент кафедры госпитальной терапии; Захарова Альбина Михайловна, старший преподаватель кафедры педиатрии и многие другие. Большинство из них и сейчас продолжают успешно работать на благо населения республики.

- Как происходило становление вашего профессионального роста? Кого могли бы назвать своим наставником?

- На распределении меня рекомендовали в аспирантуру по патологической физиологии – факультету нужны были молодые преподаватели. Тогда большинство наших преподавателей были приглашенными из других вузов, пенсионного возраста, уважаемые и известные ученые.

Так я попала на кафедру патологической физиологии I Московского ордена Ленина медицинского института им. И.М. Сеченова. Научными руководителями были заведующий кафедрой профессор С.М. Павленко и молодой доцент Н.К. Хитров. Со мной поступила моя однокурсница С.Н. Атласова. Мы так усердно и старательно учились, что за три года прошли аспирантуру, подготовили диссертацию и представили к защите. В 1970 г. вернулись в родной университет, на кафедру, где работаю по настоящее время. Педагогическую деятельность начинала ассистентом, прошла все этапы становления. С 1985 г. заведую кафедрой. Коллектив создан из выпускников разных лет нашего факультета (института), остепененность кадров составляет 100 %, работают четыре доктора медицинских наук. Создана научная школа «Эколого-физиологические механизмы адаптации организма на Севере».

В становлении меня как научного исследователя огромную роль сыграли известные физиологи и патофизиологи Агаджанян Н.А., академик РАН; Кульберг А.Я., член-корр. РАМН; профессора Воложин А.И., Фролов В.А. и Дроздова Г.А.

Многие из них ушли из этой жизни, но навсегда в душе сохранились самые теплые чувства благодарности и преклонения перед учителями.

Особо добрые отношения и человеческое взаимопонимание сложились у нас с Николаем Александровичем Агаджаняном, который, к сожалению, безвременно ушел 27 декабря 2014 г. Не верится, что уже не будет наших долгих бесед по вопросам экологии, изменению окружающей среды, здоровья человека в экстремальных условиях. За годы дружбы мы вместе подготовили многих докторов и кандидатов наук, у нас есть совместные монографии и статьи по проблемам экологии и адаптации к условиям Крайнего Севера. Мы много раз ездили в научные командировки, проводили научные форумы. Готовились написать книгу о духовных, национальных традициях, об особенностях этнической физиологии. Не знаю, смогу ли одна осуществить этот грандиозный план…

- Расскажите об истории становления медицинского образования в стенах университета.

- История становления медицинского образования в республике богатая.

Считаю, что будет нескромно, если скажу, что моя судьба и история факультета-института – это одно целое. Так имеют право говорить тысячи наших выпускников. Ведь эта армия работает на ниве практического здравоохранения нашей республики.

Еще в сороковые годы ХХ века директивные органы рассматривали возможность создания в Якутии медицинского института, более того, было достигнуто решение Правительства страны об открытии вуза. Но помешала война.

И только после открытия Якутского университета в 1957 г. был создан естественный факультет с медицинским отделением. Деканом факультета был назначен профессор Д.М. Крылов, д.м.н., заместитель директора ЯФИТ АМН СССР. К работе были привлечены лучшие местные кадры – опытные врачи, окончившие центральные и сибирские вузы. Первых студентов МЛФ-57 отличала жажда знаний, каждый понимал, что должен стать настоящим специалистом, и для этого упорно трудился.

В 1960 г. приказом МВ и ССО РСФСР вместо естественного факультета были организованы два факультета: медицинский и биолого-географический. Первым деканом медицинского факультета был назначен д.м.н., профессор В.С. Семенов, известный хирург, депутат Верховного Совета ЯАССР пяти созывов.

У истоков развития медицинского образования стояли яркие личности, ученые-организаторы и ведущие клиницисты Т.И. Крылова, Б.И. Альперович, Ю.Н. Городов, Я.П. Бакычаров, П.Н. Бушков, В.П. Алексеев, В.В. Серебряков, Р.А. Петров, П.А. Петров, Л.А. Львов, П.М. Желобцов, Л.П. Гаврильева, Р.С. Тазлова, В.Г. Кривошапкин и многие другие.

В разные годы деканами факультета работали Я.П. Бакычаров, В.Г. Кривошапкин, Т.И. Крылова, П.Н. Яковлев и А.С. Григорьев. С 1982 по 1993 г. я работала заместителем декана по учебной работе.

За годы деятельности медфака ЯГУ были подготовлены тысячи врачей по специальностям «Лечебное дело». Активно проводилась подготовка научно-педагогических кадров на кафедрах центральных медицинских вузов. Факультет внес достойный вклад в практическое здравоохранение Якутии в трудных условиях «обвального» оттока врачей из республики в центральные регионы России.

В 1993 году вышел Указ Президента РС(Я) М.Е. Николаева о преобразовании медицинского факультета в медицинский институт в составе ЯГУ. Ректором-организатором был назначен выпускник факультета, д.м.н. Д.Г. Тихонов. Были составлены план и задачи по развитию медицинского образования на ближайшие годы.

В 1996 году коллективом была избрана ректором я. В том же году были открыты новые специальности «Педиатрия» и «Стоматология», а бюджетный набор составил двести двадцать пять студентов (было сто пятьдесят). На коммерческой основе были приняты пятьдесят пять студентов. Затем по Постановлению Правительства РС(Я) был открыт факультет последипломного обучения врачей (декан к.м.н., доцент А.В. Подколзин). Открыты клиническая интернатура по семнадцати специальностям, клиническая ординатура – по двадцати трем специальностям.

В 2001 году открыт диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Хирургические болезни», «Травматология и ортопедия» и «Патологическая физиология».

В сентябре 2002 года была открыта, соответственно требованиям жизни, кафедра общей врачебной практики. Благодаря инициативе зав.каф. А.В. Подколзина и МЗ РС(Я) на базе Октемской земской больницы был реализован грант «Открытое общество» и создана первая сельская клиника семейной медицины, как база для подготовки семейных врачей.

В 2003 году открыт факультет высшего сестринского образования, деканом стал к.м.н., доцент Н.С. Дьячковский. За эти годы подготовлены сотни менеджеров здравоохранения. Все они нашли свое место в сфере организации здравоохранения разного уровня.

В 2011 году была открыта шестая специальность «Медико-профилактическое дело», которая также востребована здравоохранением республики.

В 2014 году подготовлен первый выпуск по специальности «Фармация». Все девятнадцать выпускников трудоустроены в сфере аптечного Управления.

- На сегодня, какие новые технологии и условия появились в подготовке будущих врачей?

Реализуя программу развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, в 2013 г. ввели современную Клинику медицинского института. Созданы и работают три малые инновационные предприятия, которые занимаются вопросами разработки технологий применения северного биосырья и биочиповой диагностики наследственных заболеваний. С целью интеграции образовательной и научной деятельности, подготовки специалистов высшей квалификации, а также внедрения инновационных направлений созданы и работают три Научно-образовательных центра с вовлечением специалистов Якутского научного центра СО РАН и Республиканской больницы №1 – Национального центра медицины МЗ РС(Я).

Для внедрения практико-ориентированных методов обучения в Клинике института создан Симуляционный центр, в котором каждый обучающийся самостоятельно выполняет медицинские манипуляции на роботах, муляжах, тренажерах и симуляторах. Научным направлением работы Клиники является изучение эпидемиологии, факторов риска и медико-социальных последствий таких заболеваний, как остеопороз, цереброваскулярные поражения, эпилепсия, заболевания периферической нервной системы, нейродегенеративная патология, наследственные и врожденные заболевания. Современные условия требуют качественного повышения эффективности медицинской помощи. В связи с этим, в Клинике активно внедряются технологии персонализированной медицины, основной ее задачей является адаптация методик лечения к особенностям конкретных пациентов.

Так, одной из приоритетных задач лаборатории «Геномная медицина» является поиск молекулярно-генетических причин широко распространенных наследственных заболеваний и разработка новых диагностических тест-систем. Это позволит повысить эффективность диагностики и снизить численность наследственной и врожденной патологии в регионе. Уже есть определенные результаты в разработке новых диагностических тест-систем для ДНК-диагностики, основанной на биочиповой технологии. Разработан экспериментальный образец биочипа для молекулярной диагностики пяти часто встречаемых наследственных болезней. Научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов работы заключается в освоении новых методов геномной медицины, внедрении методов биохимической диагностики в практическую медицину, а также в оптимизации профилактических мероприятий для населения.

Лабораторией нейропсихофизиологии внедрены современные технологии в диагностике социально-значимых заболеваний нервной системы. Сотрудниками лаборатории проведен патентный поиск на разработанную полезную модель при проведении паллестезиометрии для диагностики рассеянного склероза, болезни Паркинсона и проведена корелляция полученных данных в зависимости от типа течения заболевания. Выявлена высокая доля сосудистой эпилепсии у больных, перенесших инсульт, предложен алгоритм диагностики с использованием ЭЭГ. Проведенные исследования обеспечили применение современных методов диагностики заболеваний нервной системы, что улучшило своевременность, обоснованность и контроль терапии в республике. Высокая научная база лаборатории, современное оснащение ее необходимым оборудованием стали основой Концепции создания на базе университета Эпилептологического центра.

Научным направлением лаборатории остеопороза является изучение минеральной плотности костной ткани и маркеров костного метаболизма у жителей Якутии. В настоящее время сотрудниками лаборатории разработан и предлагается проект «Коррекция нарушения кальциевого обмена у больных с системным остеопорозом в условиях северного региона». Получен патент РФ на изготовление пробиотика для профилактики остеопороза из натуральных молочных продуктов. Разрабатывается программа индивидуально направленной профилактики остеопороза, в которой участвуют сотрудники университета.

Сотрудниками микробиологической лаборатории совместно с томскими коллегами проводятся научные исследования по изучению микробного фенотипа у жителей Севера в норме и патологии. В настоящее время разработаны проекты «Коррекция нарушений колонизационной резистентности в экологически измененном регионе с помощью адаптогенов животного происхождения» и «Разработка ацидофильного продукта с иммунокомплексом для коррекции дисбактериоза».

На базе лаборатории молекулярной эндокринологии и инновационных методов лечения сахарного диабета предполагаются оригинальные исследования уровня глюкагона, а также инкретинового ответа в якутской популяции, с расчетом величины инкретинового индекса и определением уровня глюкагоноподобного пептида-1 плазмы крови. Подтверждение или отрицание значимого вклада инкретинового ответа в патогенез сахарного диабета в якутской популяции позволит научно обосновать целесообразность назначения инновационных препаратов инкретинового ряда в РС (Я), а также объективно оценить фармакоэкономическую эффективность.

- Какое будущее у земского врача в республике?

- Огромная территория республики на фоне небольшой численности населения требует дальнейшего развития земского здравоохранения. По последнему государственному стандарту – ФГОС-3 мы готовим по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» врачей, которые без интернатуры сразу пойдут в практическое здравоохранение и будут работать в первичном звене.

В клинической ординатуре будут обучаться только те, кто выберут узкую специальность. Значит, сейчас усилия будут направлены на подготовку врачей первичного звена, качественно нового уровня. Кроме того, по приказу министра здравоохранения РФ В. Скворцовой с 2014 г. обучение студентов рекомендуется на целевой договорной основе, что позволит студентам проходить практику там, где планируется в будущем их врачебная деятельность. В свою очередь, практическое здравоохранение берет на себя транспортные и другие расходы студентов. Практически внедряется конкретная подготовка, соответственно рабочему месту врача.

- Расскажите о ваших научных интересах и успехах в избранной стезе.

- Я специалист в области физиологии человека и медицинской экологии. Занимаюсь медико-экологическими проблемами адаптации человеческого организма к экстремальным условиям Севера, оценкой состояния здоровья населения Якутии, разработкой региональных стандартов здоровья человека и научно-методических основ формирования мотивации здорового образа жизни среди населения.

Мною опубликованы, в том числе в соавторстве с моими руководителями, коллегами и учениками, более трехсот научных трудов, среди них около двадцати учебных пособий, учебников и монографий.

За цикл работ (три монографии) с учениками д.м.н. Захаровой Д.А. и Егоровой Г.А. удостоена звания лауреата Государственной премии РС(Я) в области организации здравоохранения и медицинской науки им. П.А. Петрова (2007) и Золотой медалью АН РС(Я) (2009).

- Каковы перспективы развития медицинской науки в Якутии?

- Медицинская наука, как и другие биологические науки, вступила в период интенсивного роста. Уже четырнадцатый год успешно развивается Якутский научный центр комплексных медицинских проблем СО РАН, занимающийся проблемами формирования патологии в условиях Крайнего Севера и разработкой эффективных методов профилактики нарушений здоровья, изучением особенностей экологически обусловленных и наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний человека в РС(Я). За сравнительно короткий срок защищены более десяти докторских и сорока кандидатских диссертаций, выпущены около дридцати монографий, опубликованы сотни научных статей, в том числе в высокорейтинговых российских и зарубежных изданиях.

С 1992 года вначале как научно-практический центр «Вилюйский энцефаломиелит» МЗ РС(Я), затем как Институт здоровья АН РС(Я), далее как институт СВФУ работает научное учреждение, руководимое в течении многих лет профессором, академиком АН РС(Я) В.Г. Кривошапкиным. Коллектив института внес значимый вклад в понимании этиологии и патогенеза вилюйского энцефаломиелита, в изучении метаболических процессов коренного населения севера, особенностей их питания и развития дефицита макро- и микронутриентов. Сотрудниками института также защищаются докторские и кандидатские диссертации.

Большой вклад в изучении проблемы туберкулеза и особенностей его течения в условиях Крайнего Севера вносит коллектив ГБУ РС(Я) научно-практического центра «Фтизиатрия».

Сегодня в медицинском институте научными исследованиями занимаются сорок докторов и сто двадцать кандидатов наук. Мединститут занимает первое место среди подразделений университета по уровню остепененности профессорско-преподавательского состава – 84%. Научным направлением работы медицинского института является разработка и внедрение здоровьесберегающих и медицинских технологий, обеспечивающих повышение качества жизни населения на Севере.

Работают три научно-образовательные центры (НОЦ): "Социальные-значимые заболевания на Севере"; "Высокотехнологичные программы укрепления здоровья населения Северо-Восточного региона" и "Генетическое здоровье населения на Севере". За четыре года НОЦ проведено около четырех тысяч проб и более семи тысяч анализов. Сотрудниками НОЦ за последние годы внедрены в практическую медицину диагностика таких заболеваний как спиноцеребеллярная атаксия, хорея Гентингтона, Болезнь Кеннеди и многие другие. Подготовлены и изданы монографии, учебные пособия, статьи, привлечено по программам и грантам более двадцати двух миллионов рублей, получены патенты и зарегистрированы ноу-хау.

Работают две научные школы: «Региональные и медицинские аспекты здоровья различных групп населения в РС(Я)», руководитель Петрова П.Г.; «Региональные особенности физиологии патологии детского возраста в условиях Севера», руководитель Ханды М.В.

В рамках реализации Программы развития СВФУ создается исследовательский центр по направлениям "Клеточная технология" и "Тканевая инженерия".

Основной целью создания центра является разработка новых препаратов заместительной терапии на основе направленного программирования стволовых клеток человека.

На сегодняшний день подготовлена материально-техническая база в условиях Клиники Медицинского института и ожидается поставка научно-аналитической техники, освоена методология культивирования соматических клеток человека путем обратного репрограммирования стволовых клеток. Одним из первых задач является изучение механизмов регенерации тканей после обморожений для дальней выработки биоинженерных конструкций для лечения.

В настоящее время функции организации и создания центра возложены на научно-исследовательскую лабораторию молекулярной эндокринологии и инновационных методов лечения и диагностики сахарного диабета Клиники Медицинского института.

- Какими качествами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь медицине?

- Врач – это не просто профессия, ибо человек, взявший на себя ответственность за жизнь другого, должен служить этому делу постоянно, независимо от времени суток, года. Врач должен быть милосердным, добрым, готовым к самопожертвованию, если этого требуют обстоятельства. К сожалению, изменения, происходящие в обществе, меняют ценности и не в лучшую сторону. Это отражается на молодежи, появляются все больше студентов эгоцентричных, обучающихся для себя, жесткие в принятии решений. Это чувствуется и в выборе профессии: избегают ответственности, выбирают более «спокойные» специальности. Конечно, не все. Не стоит обобщать. Однако, в прагматизме во всем чувствуется влияние окружающего мира.

А хотелось бы, чтобы лечили не только знанием, но и сердцем и душой. Мой учитель, академик Н.А. Агаджанян, в последние годы рассуждал об экологии души человеческой…

- Хотелось бы узнать о вашей семье и ее традициях.

У меня обычная советская семья с советскими принципами. Мой супруг, Петров Ким Васильевич, выпускник медфака ЯГУ (третий выпуск), всю жизнь проработал врачом-травматологом (сорок шесть лет), заслуженный врач РС(Я). Его не стало в декабре 2011 г., работал до последнего дня. Нам очень не хватает его.

Дочь, Лена Кимовна, окончила Томский медицинский институт (фармация), к.б.н., доцент, работает в Минздраве РС(Я), ее супруг Евгений Закирович Туркебаев, лор-врач высшей категории. Их дети – Тимур, выпускник ФЭИ СВФУ, работает в городском пенсионном управлении; дочь – Пальмира, ученица девятого класса, думает стать врачом.

Мой сын, Алексей Кимович, работает в частном секторе.

- Ваш жизненный девиз.

- Говорят, что счастливы те люди, которые утром с радостью уходят на работу, а вечером с радостью возвращаются домой. Я одна из них. Ставлю перед собой реальные, приземленные задачи, решаю их и иду дальше.

- Ваши пожелания коллегам и нашим читателям.

- Прежде всего, пользуясь случаем, искренне поздравляю с наступившим Новым 2015 годом, годом сложным, но думаю, что он будет благосклонным и доброжелательным к трудовому человеку. Мне отправили новогодние пожелания и я хочу адресовать их вам:

Пусть будет добрым Новый год, как мамин голос!

Пусть будет сытным Новый год, как хлебный колос!

Пусть будет чистым Новый год, как песня скрипки!

Пусть будет нежным Новый год, как свет улыбки!

Пусть будет сладким Новый год – на мед похожим!

Предлагаю беречь время, следить за словом и не упускать возможность. Эти три вещи, которые нельзя вернуть! А так, дерзайте!



Материал подготовила Мария Прокопьева